Фестиваль "Сады и люди" 2019
Московский международный фестиваль ландшафтного искусства, садоводства и питомниководства «САДЫ И ЛЮДИ» ежегодно проходящий на ВДНХ, стал значимым событием в культурной жизни столицы, а также - центром притяжения для профессионалов ландшафтного рынка России и стран Европы.
VI фестиваль«САДЫ И ЛЮДИ» традиционно прошёл на ВДНХ, Северный сквер, с 15 по 25 августа.
Призёры:
НОМИНАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ "БОЛЬШОЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ САД"
НОМИНАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ "УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК"
НОМИНАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ "МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ САД"
НОМИНАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ "АРТ-ОБЪЕКТ"
НОМИНАЦИЯ "САДЫ НАЧИНАЮЩИХ"
Фотографии А.Лысикова и М.Щеглова, видео Н.Сорокиной.
Tilda Publishing
В основу сада лег типичный белорусский деревенский пейзаж: заброшенная деревня, опушка леса, поле пшеницы, а между полем и лесом – грунтовая дорога с травой в колее. В этой деревне жили наши дедушки и прабабушки. Когда-то давно там была жизнь, со своими правилами, ценностями и мудростью. Когда мы были совсем маленькими, нас возили в деревню к бабуле. А теперь и бабули давно уж нет, и деревенский дом покосился. И глядя на обветшалый дом, мы неизбежно вспоминаем, как бегали купаться на речку, как с дедом кормили козочек, вкус теплого молока, бабушкины руки и ощущение счастья в таких простых человеческих вещах. И сердце щемит от воспоминаний. Мы ценим и уважаем эти воспоминания, мудрость поколений наших прабабушек, ведь это целый пласт культуры, это наш фундамент и наши корни, которые определяют нас теперешних. Это наши архетипы, наша связь с окружающим миром и основа нашей личности, которые важны для нашего самосознания и самоидентификации нас как белорусов.
Создавая наш сад, мы проникаемся ценностями наших предков, и приходя в обветшалый дом, не пытаемся на его месте построить новый, а бережно и с уважением сохраняем все как есть, аккуратно укрепляем и восстанавливаем, и строим в нем новую жизнь. Добавляем современные материалы и мебель, при этом сохраняя душу этого места. Сохраняем дорогой сердцу образ и трансформируем его в современный сад. И душа нашего сада - это наследство наших предков, их мудрость и опыт. Этот незримый, но явственно ощутимый компонент нашего сада – и есть его пятый элемент. То, без чего сад и дом будет набором построек и растений. То, что нельзя увидеть и потрогать, что можно лишь ощутить сердцем.
Наш сад – это трансформация образа заброшенной деревни в современное место жизни людей. Где «старое» соседствует с «новым», образуя единство. В нашем саду за основу планировки взят «Супрематизм» Казимира Малевича (который жил и работал в Витебске, в Беларуси), элементы планировки представлены в виде клумбы из деревенских растений, современных материалов на дорожке - колейке, поля пшеницы, покосившегося забора. Постройка из старых аутентичных бревен укреплена современной металлической конструкцией и наделена функцией зоны отдыха. Находясь в этом саду, погружаешься в атмосферу заброшенной деревни со щемящими сердце образами запустения и разрухи, но видя открытую банку краски и небрежно брошенные детские сандалики, ощущаешь надежду на возрождение.
Tilda Publishing
Что заставляет вас удивляться? Что заставляет замедлить шаг и выпасть из толпы? Цветок, пробивающийся сквозь асфальт? Пение птиц в центре города? Смех ребенка в вагоне метро? А может кормящая мать в бизнес центре, которая прячет в платке "вязанные" пятки?
С течением времени исчезают голубятни... С виду неприглядный зеленый "объект" окружённый корявой древесиной, чудом выживших вишен. Ерунда, конечно, только сейчас там пустыри...
На фантастическом острове Эндема собрались артефакты, исчезающие сокровища ещё не забытого нами города. Это эндемики и жители городского Эндема. Колонны тополей прячут почтовых голубей и никто их не тронет, потому что это легенда. Остров поделён на времена года и пройти их можно в любой последовательности. Выход на следующий уровень проложен через "зиму", в ней живут желания и зарождения новых возможностей. Загадывайте и мечтайте, измерение открыто для всех!
Жаркий асфальт становится субстратом полевого цветка и кто-то обязательно это заметит. Вот для таких романтиков, химиков и идеалистов всегда цветут травы и растут сады. Из пустяков и артефактов, под одной крышей с почтовыми голубями, в небольшой географической области.
Tilda Publishing
В основе идеи сада - незримая нить, связывающая поколения. Она дает уверенность и питает энергией, вплетаясь тонким узором в жизненный сценарий человека.
В саду изображена метафора этой тесной связи – вязание, в которой нить – это основа и заложенный предками потенциал. Благодаря этой нити можно связать свое будущее. А вот каким оно будет – зависит от жизненной силы человека. Эта сила и является тем самым важным «Пятым элементом»!
Своей формой сад напоминает приспособление для распрямления пряжи. Внутреннее пространство разделено на три зоны: детство, зрелость и старость. А нависающая треугольная пергола из ниток символизирует тесную связь поколений.
Рисунок в мощении, повторяющий вязальную схему, и вязаные пуфы усиливают ощущение сотканной истории, рассказанной автором.
Tilda Publishing
«Сад о Казахстане» – это место в саду, гостинная или офис под открытым небом, где человек может отдыхать и работать, проводя время на природе.
«Когда то города были убежищем для человека от природы, теперь же в городах нужно создавать пространства - убежища для природы…»
Казахстан быстро развивающаяся страна, идущая в ногу с миром - насыщенным, динамичным и мобильным, и люди могут работать везде, в том числе и в саду.
В центре композиции – павильон с айваном, это место в саду где можно отдыхать и работать, в гармонии с природой. Стиль павильона – этнический модернизм, с отсылкой к юрте, с ее традиционным элементом – шаныраком и айваном. В исламской архитектуре айванэ это сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны).
Две трети павильона имеют плоскую крышу - для комфортного отдыха в любую погоду, одна треть открытая.
Павильон окружает модерниский водоем и степное разнотравие, с узнаваемым образом казахской степи - ковылем и цветущими маками.
Tilda Publishing
Миру известны четыре элемента - земля, вода, огонь и воздух. Мой сад показывает зрителю, как новые технологии и разумные действия человека могут спасти окружающую среду. Часть композиции сада - павильон-хлев высотой 250 см, который представляет новый тип зданий с использованием солнечной энергии. Энергия вырабатывается солнечными панелями в окнах и большим шаром - генератором бета-лучей в крыше. Важная часть сада - скат зеленой крыши, демонстрирующий принцип сбора дождевой воды, которая по открытой системе ливнестока направляется к растениям. Сад разработан как призыв бережно относиться к природе, деревьям и всему живому. В садах можно и нужно использовать растения, привлекающие пчел, бабочек и мелких животных - неотъемлемую часть эволюции природы. С помощью возобновляемой энергии и экологически чистых технологий мы можем построить зеленое будущее для наших детей.
Именно так мы защищаем нашу планету.
Tilda Publishing
В каждом человеке заключена целая вселенная и у каждой этой вселенной есть свой "пятый элемент"-- ее неотъемлемая часть , без которого внутренней мир личности не был бы именно таким.
Для меня это был один человек: Художник, увлеченный садовод и по-настоящему СТРАСТНЫЙ РЫБАК.
Мы очень много времени проводили у воды, на берегах рек, заросших ивами, и на карьерах с соснами на холмах, спускающихся к воде. Много ходили пешком, а на рыбалку шли прямо по железной дороге, вдоль который росло очень много ежевики.
Tilda Publishing
Сад CAPSULA - это несущая оболочка пространства, где происходит слияние души человека с природой. В этом пространстве нет понимания что первично. Одно вытекает из другого, рождая нечто новое, то, чего не существовало, единое целое.
Наш сад- это особое место. Это Храм. Природа поглотила его почти без остатка, но сердце храма живо. Попадая туда, человек погружается в сад, а сад проникает в человека. Совершается таинство…
Tilda Publishing
Концепция сада - мусороразделение. В зоне заброшенной усадьбы мы снова проживаем все воспоминания о оставленных домах, выброшенном здоровье и потраченных зря усилий. В новой роскошной жизни, которая начинается сразу за мостом в зимнем саду особняка, наблюдая за игрой детей из окон, мы начинаем понимать, что культура потребления и мировосприятия закладывается в детстве. Когда у нас любой предмет становится игрушкой, а любой цветок любим и прекрасен.
Сад состоит из трех зон: "Заброшенная усадьба", "Зимний сад особняка", "Детская природная площадка”.
Tilda Publishing
Что представляет собой сад вдохновение?
П.И Чайковский говорил:"Вдохновение не приходит к ленивым. Кто больше работает, тот чаще испытывает бурный прилив сил, именуемый вдохновением.
Наш сад - это обитель музыкального вдохновения и его никогда не покидает покидает прекрасная Муза расположенная в крыше навеса. Семь фонтанов - это семь нот, с помощью которых мы слышим все звуки
Вселенной и познаем все грани нашего бытия, вода поглощающая эти звуки.
Светильник из тубы показывает сияющий свет музыки. Вся атмосфера сада проникнуты темой музыки, 5ый элемент это музыкальное вдохновение.
Tilda Publishing
ТРАНСМИССИЯ - силовая передача - предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к рабочему органу, изменения тяговых усилий, скоростей и направления движения.
Солнечная энергия — это источник жизни на планете Земля, благодаря которому, земля родит растения.
Труд человека, его сила возделывания земли, родит нам красоту и благо.
Учитель передает силу знания и опыт ученику. Передавая - учитель становится подобием генератора, обеспечивая последователя прочными навыками, коренным образом меняющими его мировоззрение и жизнь в целом.
Tilda Publishing
Восприятие пятого элемента для каждого своё. Образ нашего сада отражает всего лишь один аспект пятого элемента - созидающая женская энергия. Снаружи сад лаконичный и холодный, со строгими линиями, подобно первому взгляду незнакомки. Но внутри зелёного островка кроется согревающее пламя.
Находясь в сердце сада, внешний мир перестает довлеть, и можно услышать голос своего сердца. Покидая зеленый островок, ощущается наполненность энергией.
Tilda Publishing
Притяжение – это универсальный связующий элемент, который собирает звезды и планеты в системы, а формы и цвета - в композицию. Эмоциональное притяжение возникает между людьми, между зрителем и произведением искусства, человеком и природой.
Метафорой универсальной силы притяжения в саду служит стилизованная космическая модель, которая читается и в плане, и в объеме – дуги-орбиты и растения-планеты, круглые площадки и дорожки-лучи. Вдохновением для композиции послужил планетарий и абстрактные работы художницы Сони Делоне.
Как космический объект, опустившийся на земную поляну, сад зарос травами и цветущими многолетниками. При этом растения в саду притягиваются к двум основным центрам – двум круглым площадкам, обеспечивающим зрителю одновременно уединение и обзор. Композиции из многолетников составлены в природном стиле, но в них читается геометрия сада – красные тысячелистники окружают туи как след орбиты, желтые цветки агастахе – как блики света вокруг площадки с подвесным креслом. Подвесное кресло и зеленый шар-кашпо – акценты в композиции и наглядное физическое проявление силы тяготения.
Радостный красный цвет деталей, теплая и яркая колористическая композиция – метафора эмоционального притяжения и энергии, приглашение войти в сад.
Tilda Publishing
Мой отец говорил, что прогулка в горах равнозначна посещению церкви.“
Aldous Huxley/Олдос Хаксли
Горы — это мощь и вечность,
Горы — это водопады, горные реки и озера,
Горы — это удивительные краски,
Горы — это особое место, где как нигде человек чувствует себя маленьким и беспомощным. Его чувства обостряются и открываются новые Знания.
Он учится Видеть, Слышать, Ощущать…
Горы очищают душу, наполняют новым смыслом,
Горы дают Жизнь и растениям, и животным, и человеку, делают их сильнее через преодоление …

Наш пятый элемент – это вдохновленная и полная сил, чистая, как горная река Душа.
За основу планировки сада мы взяли столбчато-слоистую структуру горных пород. Эту тему мы развили и по горизонтали, и по вертикали: в блочных разноуровневых посадках растений и в образном решении Арт-объектов.
Сад условно разделен на две части. Входная зона сдержанная и противоречивая, одновременно. По мере продвижения по саду меняются краски и настроение, как меняется сущность и сознание.
Большая часть растений в саду - с вертикальными соцветиями и линейной листвой, как нюансное повторение столбчатых “Живых камней”.
Колористика вдохновлена образом бликов закатного солнца на горных вершинах.
Особое место в центре, у скульптурной композиции занимают яблони с ниспадающей формой кроны, как аллегория струящегося горного водопада.
Tilda Publishing
«Четыре элемента нужно расположить вокруг пятого, тогда оружие против зла начнет действовать».
(с) кф. «Пятый элемент» реж. Люк Бессон
Что защищает оружие? - «Время не имеет значения, важна только жизнь».
Жизнь – в развитии, стремлении реализовать заложенный потенциал. Для чего нам даны 4 элемента: тело, способности, среда, время.
В чем угроза зла? Неосознание ценности дара, себя или, наоборот - превозношение над другими. «Зло порождает зло»: страх, шаблонность, зависть.
Как активировать оружие? Обнаружить 5 элемент в себе. Это то, что вмещает земное и нематериальное. Переживание своей уникальности с одной стороны и единство с миром – с другой. Что есть 5 элемент? Цельность, самость, осознанность, дух – его называют по-разному. Что-то бесконечно искомое, до конца непознаваемое.
Перед нами краткая инструкция.
Где Время – длинный темный путь, прорезающий сад насквозь. Форма и цвет отражают его линейность, неизвестность. Белая призма, как бы отсеченная дорожкой, символизирует власть времени над телом.
Среда – пространство МАФ, возникающее вокруг. Динамичное, изменчивое. Агрессивное и принимающее. Эти свойства передает красный цвет, угловатость форм и функциональное назначение. Здесь заключен двойственный образ: этажи, мосты, лестницы.
Способности – шары фитопластики. Маленькие и большие, открытые и неизведанные, используемые и забытые. Придание формы кустарнику – аналогия с реализацией дарованных способностей.
Тело – оболочка, скрывающая центр композиции, МАФ в форме треугольного ограждения. Внутри разной наполненности треугольники подобно тому, как наше тело состоит из систем.
5 элемент – Он внутри оболочки. И это не деревья, цветы или камень. Это наши ощущения от случившихся сочетаний в основе пережитого нами опыта. У каждого Он свой.
Tilda Publishing
Наша экспозиция – это ландшафтная абстракция, в которой мы хотели воплотить впечатления от путешествия в страну раскаленного камня и передать прелесть ее аскетичных каменистых берегов, необыкновенных цветовых сочетаний, безграничного пространства и холодных ветров. Проект вдохновлен самобытными пейзажами Исландии – черными базальтовыми уступами, водопадами и каньонами, лавовыми полями и монохромными пляжами, напоминающими лунную поверхность.
Главными инструментами в ландшафтном искусстве всегда считались рельеф, растения, водоемы и фонтаны, скульптуры и изгороди. Мы же хотим подчеркнуть роль камня в оформлении садового ансамбля и поэтому сделали именно его ведущим декоративным мотивом.
Наш камень черный, словно рожденный из лавы и вулканического пепла. Сложная структура каменных пластов и разнообразие их форм создают необычный глубокий фон для деревьев, кустарников и цветов любых оттенков. Черный сланец выразительно оттеняет не только растения теплых оранжевых тонов, но и травы холодных, сизых оттенков, а изумрудно-зеленые композиции выглядят на этом минималистичном фоне особенно живописно. Мы хотим ввести новую моду на черный камень в ландшафте и показать, как стильно и оригинально будет выглядеть ландшафтное оформление с применением черного камня в качестве доминирующего элемента композиции.
Tilda Publishing
Пятый элемент — это природа.
Природа для каждого своя. Враждебная среда, в которой невольно оказался. Источник ресурсов, из которого можно черпать все, что нужно. Бездонный сосуд тайн и загадок. Красота, которая восхищает каждой своей деталью. Но, бесспорно, одно, для всех это дом, и дом для будущих поколений, который необходимо уважать и беречь.
Об этом наш сад. Мы как ландшафтные архитекторы видим свой долг в том, чтобы помогать людям жить в симбиозе с природой, а не паразитируя и уничтожая ее. Быть связующим звеном между потребностями человека и сохранением нашего главного достояния, для будущих поколений.
Наш сад олицетворяет подход устойчивого проектирования. Просто беседка с зеленой кровлей, у сада дождя. Подобные зоны отлично впишутся в современную городскую среду.
Сады дождя это один из приемов в ландшафтном благоустройстве, позволяющий разгружать ливневую канализацию во время осадков, снижая влияние человека на водообмен.
Зеленая кровля является способом улучшить экологию в местах застройки, компенсируя занимаемую зданием площадь. И сады дождя, и зеленые кровли, как и устойчивый дизайн в целом, украшают среду, создают уютные зоны притяжения, позволяют быть ближе к природе даже жителям городов.
Ищите оптимальные решения, думайте о будущем, уважайте окружающий вас мир, ведь он прекрасен!
Tilda Publishing
Экологический проект «Садовая ремиза» явился следствием семинара «Natura в садах», проведенного в июне этого года в питомнике Савватеевых. Нам показалось интересным создать садовый объект не для людей, а для животных. Ибо что такое ремиза? Это своеобразное укрытие в саду, где птицам, насекомым, мелким животным комфортно жить, размножаться и чувствовать себя в безопасности по соседству с человеком. Соответственно, растения для садовой ремизы подбираются и для защиты, и для обеспечения кормовой базы. Они должны быть многослойны и обеспечивать постоянный цветочный и плодовый конвейер в течение всего вегетационного периода и даже дольше.
Возможность наблюдения за жизнью ремизы в саду, конечно, есть, но исключительно снаружи, а не изнутри. Это должно быть очень деликатное наблюдение, чтобы не потревожить ее обитателей. Зачем же ремиза нам, людям? Все просто: счастье, когда в саду бурлит жизнь, щебечут птицы, порхают бабочки, жужжат шмели и пчелы, греются на камнях ящерки… Счастье создать и поддерживать этот хрупкий микромир, дать возможность детям понять и полюбить жизнь вне городских стен и экранов гаджетов. Расширить биоразнообразие сада за счет посадки растений-медоносов и привлечь насекомых опылителей. Постараться свести к минимуму борьбу с вредителями посредством химии, ведь птицы - наши лучшие помощники. Экологический подход к созданию садов – это не просто модно и актуально. Это – насущная потребность нашей жизни, в которой порой так не хватает укрытия…
Tilda Publishing
Как известно, наше мироздание базируется не четырёх сезонах природы, сторонах света, которые в свою очередь непосредственно связаны с основными элементами: водой, воздухом, огнём и землёй. Человек с давних времён стремился познать природу этих стихий и полностью овладеть ими. Таким образом, составляющие, по отдельности способные пленить своей красотой любого, в совокупности образовали так называемый «пятый» элемент. Чем же он обусловлен? Трудом человека и духовностью, вкладываемой в своё творение. В повседневной жизни мы редко задумываемся о том, что этим самым «пятым» элементом является ничто иное, как сад. Его творец, словно художник, скульптор или архитектор, благодаря цветам, кустарникам, деревьям, декоративным элементам и др. реализовывает свою задумку, при этом оставляя в облагороженном месте частичку себя, своей души и сознания. Из чего следует, что каждый сад неповторим и индивидуален, но тем не менее невероятно ценен. Ведь ландшафтный дизайн, являясь одним из видов искусства, позволяет зрителю ощутить себя в абсолютно ином мире, имеющим собственную историю,способную удивить нас и оставить глубокий след в нашей памяти.
Tilda Publishing
Сад - это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Древние китайцы верили, что все состоит из пяти элементов: воздуха, воды, дерева, огня и земли. Пять элементов можно организовать разными способами, но наиболее распространенные — цикл порождения и цикл разрушения.
В цикле порождения дерево сгорает, питая огонь. Огонь оставляет после себя землю. Земляные пустоши порождают ветер, воздух перерождается в воду и выпадает в виде дождя. Вода питает рост дерева. Дерево сгорает, питая огонь. Как видите, этот цикл бесконечно повторяется.
Цикл разрушения противоположен предыдущему. Вода гасит огонь. Огонь сжигает дерево. Дерево высасывает соки из земли. Земля преграждает путь воде.
Цикл порождения позитивен, в нем каждый элемент помогает обоим соседним элементам. Цикл разрушения негативен, в нем каждый элемент вредит соседним.
Посредствам нашего арт-объекта мы хотим показать посетителям эти 5 элементов, 5 составляющих вселенной.
Основные материалы используемые в саду - дерево, камни, вода, хвойные и лиственные растения. 5 идеологических элементов сада будут служить основными материалами сада. Для посетителей будет подготовлена небольшая площадка-терраса для наблюдения за садом. В проекте предполагается использование вечернего освещения в виде подсветки деревьев и террас. Водоем предполагается сделать 2-х уровневый с использованием насоса и водяного фильтра, сложенного из дикого камня на гидроизоляционную мембрану.
Tilda Publishing
Издревле человек испытывал благоговейный трепет перед силами природы, но созерцая красоту и гармонию природного строя приходил к выводу о духовном единстве природы и человека, подчиненному единой и неведомой Силе. И эта Сила объединяет людей, животных, растения и камни.
Развитие цивилизаций и городов, антропоцентризм и высокие технологии не способствовали этому единству, а еще больше противопоставляли человека и природу.
Созерцательный сад «В поисках гармонии», вдохновленный эстетикой японского сада и искусством икебана, но помещенный в четко структурированное урбанистическое пространство, по примеру Аптекарского огорода в Москве или Центрального парка в Нью Йорке, это попытка размышления о пути поиска гармоничных отношений человека и природы.
Tilda Publishing
Мы все находимся в поиске недостающего "пятого элемента" - это поиск вдохновения, "той самой идеи", верного решения, своего собственного пути к осуществлению задуманного. Или это эмоции, чувства, которые испытываешь к близким, к жизни и к самому себе. Или все вместе? Или что-то еще? Для каждого загадочный «пятый элемент» обретает свое значение, как для автора сада он стал символом поиска верного пути.
Представленный Сад метафорически изображает момент выбора: "войти в неизвестную дверь" или искать другую дорогу.
Tilda Publishing
Ещё с античных времён существует теория о четырёх стихиях: воде, земле, огне, воздухе, а что есть «пятый элемент»?
В этом саду «пятым элементом» выступает наша уникальная планета, которая может вместить и соединить друг с другом все четыре стихии.
Каждую стихию символизирует элемент в виде колонны:
Вода: здесь можно увидеть песчаное морское дно с водорослями, кораллами и драгоценными камнями.
Огонь: выжженные участки земли – это пустыни. Их символизирует песок, редкая сухая растительность, обугленные ветви и шары «перекати-поле».
Воздух: здесь китайские колокольчики позволяют услышать «музыку» ветра. Вокруг расположены легкие злаки и облака из кровохлёбки.
Земля: самый яркий сектор, где расположились разноцветные многолетники и злаки, а также завеса лиан.
Данный сад отражает теорию, что совершенный «пятый элемент» есть наша планета Земля – симфония стихий.
Tilda Publishing
«…Говоря простыми словами,
пятый элемент – это нечто совершенное
и идеальное, которое обязательно существует,
но только никто и никогда его не видел».
Человек состоит из двух совершенно различных начал: тела и души. Тело становится одушевленным благодаря душе. Душа, таким образом, есть начало жизни и сознания. Она играет, наверное, самую важную роль в нашей жизни. У каждого места тоже есть своя душа, которая создает настроение. А что, если объединить эти понятия? Сад, человек, душа…
Нашим проектом мы хотим воплотить концепцию, которая отражает пятый элемент, как душу человека. Душа – нечто сокровенное для каждого из нас. Там мы храним тайны, боли и радости. Несмотря на близость к человеку, познать и раскрыть его душу полностью нам не удастся никогда! Мы лишь способны разглядеть ту часть, которую нам позволено видеть, которую человек открывает нам.