Первая легенда гласила, что лабиринт был создан потому, что первый владелец виллы, Альвизе Пизани вместе с местом 114 дожа мечтал приобрести бессмертие. Лабиринт как-то мог этому помочь. Следующая легенда гласит о прекрасной деве, которою соискатель ее руки мог найти, только пройдя лабиринт. Еще одна легенда гласит, что в лабиринте заблудился сам Наполеон, после чего, разозлившись и проиграв спор на сообразительность, подарил ее своему пасынку. И никто, никто не задается вопросом, почему Джираломо Фригимелика поставил в центр лабиринта как заветный приз образ Минервы. Никто не задается вопросом – почему там оказалась богиня-девственница и как это связано с игрой флирта и поиском любовницы в запутанных коридорах самшитовых зарослей? А потому что никак не связано. И Минерва там появилась не просто так.
Джироламо Фригимелика Роберти был не только, вернее, не столько архитектором. Он был ученым и любителем классической литературы, поэтом и автором либретто к пяти операм. Создавая проект виллы, он писал сценарий очередной пьесы, где действующими лицами становились дворец и парк, где скульптурное убранство помогало без труда прочесть заложенный в планировку смысл. Да вот только последователи его не захотели или не смогли прочесть сложносочиненной пьесы. Вот поэтому и стоит мраморное изваяние Минервы посреди сложного лабиринта, очень напоминающего паутину. И про спор богини мудрости и Арахны тоже никто не вспоминает. Мифы Древней Греции уже давно перестали быть настольной книгой.
Варвара Байрамова
Собкор фестиваля «Сады и люди»
Санкт-Петербург