Зато многие и тогда, и сейчас, задаются вопросами - почему и зачем. На первый вопрос однозначного ответа нет. Одни предполагают, что князь Фердинандо Гравина был членом масонской ложи, а именно масонские ложи были хранителями эзотерического знания. И многочисленные скульптуры – это часть какого-то ритуала. Другие уверены, что здесь явные перекосы психики хозяина виллы. Сам Гравина, лишь однажды, ответил на задаваемый вопрос – его скульптурные фантазии ни что иное, как иллюстрация представления о зарождении жизни древнегреческого историка Диодора Сицилийского: «именно в Египте начался род человеческий из-за плодородности земли; да и поныне, ни в одном другом месте земли нет ничего подобного, и только здесь можно видеть невероятным образом родившиеся твари».
На вопрос же – зачем, - лучше всего ответил Гёте в своих дневниках. Описывая сцену встречи с князем Гравина молодой писатель воскликнул: ««Вместо того чтобы творить всевозможные нелепости в своем имении, он бы лучше употребил эти огромные суммы на благо несчастных. Тогда можно было бы сказать: ни один князь на свете не сделал больше добра». На что его собеседник ответил: «Мы же все одинаковы. Щедро тратимся на свои дурачества, а на наши добрые дела предоставляем раскошеливаться другим».
Варвара Байрамова
Собкор фестиваля «Сады и люди»
Санкт-Петербург