Тадао Андо
В 1995 году на острове Авадзи, произошло одно из самых мощных и самых разрушительных землетрясений за всю историю Японии. Было разрушено около двухсот тысяч зданий и погибло свыше шести тысяч человек.
В 1995 году Притцкеровскую премию, высшую награду в области архитектуры, еще называемую «архитектурной нобелевкой», получил японец Тадао Андо (安藤 忠雄 Andō Tadao). Всю премию, в размере 100 тысяч долларов, Тадао Андо отдал в фонд помощи пострадавшим от землетрясения на Авадзи.
И еще, как дань памяти погибшим, он создал в Авадзи мемориальный парк Юмебутай. Когда-то на этом острове, на склоне горы близ города Кобэ были песчаные карьеры, откуда брался строительный материал для нового аэропорта в Осаке. Андо предложил местным властям рекультивировать территорию и создать на заброшенных песчаных карьерах туристическую зону с отелями, развлекательными центрами, ресторанами и прочими атрибутами мегаполисов. Местные власти проект одобрили, но стройка не успела начаться как случилась страшная трагедия. Спустя пять лет после катастрофы Андо вернулся к проекту, но включил в него мемориальный парк.
Тадао Андо не имеет специального архитектурного образования. Он перепробовал много профессий - был боксером, водителем грузовика. Пока не попал в Токио и не увидел Новый Императорский отель, построенный Фрэнком Ллойд Райтом, основоположником «органической архитектуры» и пионером в модернизме XX века. Тадао так восхитило увиденное, что он стал вечерами после работы посещать занятия по архитектурному рисунку и запоем читать все доступные ему книги по архитектуре. В 1969 году, в возрасте 28 лет он открывает свое архитектурное бюро и его первые работы сразу же демонстрируют его неповторимый архитектурный стиль. Его работа сочетает в себе формы и материалы модернистов с традиционными японскими эстетическими и пространственными принципами, особенно в плане интеграции зданий в их естественную среду.
Прообразом для мемориального парка Юмебутай архитектор выбрал мотивы икематцу мойо – очень важный для японской культуры шахматный орнамент, символизирующий вечность жизни и в пространстве, и во времени. Также, по его собственным словам, на выбор композиции повлияли работы в стиле кубизма Гуэврикяна на вилле Ноай (о ней мы уже писали) и рисунки Эшера.
Мемориальный парк представляет собой террасированный склон, связанный лестницами, которые образуют 100 квадратных партеров. Каждый партер поделен на четыре части. По замыслу автора осмотр этого мемориального парка должен начинаться с вершины холма и лестницы заставляют посетителя пройти у каждого из ста садов. Пройти и остановиться, и почтить память. Посетителя сопровождает и вода, сбегающая по лестнице вдоль всего сада.
А еще в качестве очень сильного символа, для цветочного оформления садов были выбраны представители только одного семейства – Asteraceae – для японцев растения из этого семейства, например, хризантемы, со времен основания Японии как государства значили очень и очень много. Argyranthemum, Leucanthemum, Calendula, Euryops, Aster, Coreopsis, Arctotis, Rudbeckia, Ajania… - подбор растений обеспечивает цветение в течение всего года. Растения подобраны таким образом, чтобы каждая из террас представляла бы свой континент – начиная от подножия холма – Азия, Африка, обе Америки, на вершине – растения с европейского континента.
На счету Тадао Андо сотни работ. Это общественные и сакральные постройки, частные жилые дома и музейные комплексы. Во всех своих работах он верен однажды выбранному принципу – единство архитектуры с природой, ее слияние с окружающим ландшафтом должно стать главной темой для любого архитектора.


Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург