В его рукотворных ландшафтах применяется несколько основополагающих принципов, которые вот уже более полувека не меняются. Обязательное условие - ограничение высотности застройки, в том числе и для пятизвездочных отелей – высотные конструкции (выше четырёх этажей) не должны доминировать на острове, закрывая собой естественные «лунные» ландшафты. Или, например, использование продуманных цветовых акцентов – всем домам, придается ослепительно белый цвет, который на фоне серо-черных базальтовых пейзажей выгодно подчеркивает особенности местной традиционной архитектуры. Такой же ослепительно белый цвет появляется и в оформлении искусственных лагун и бассейнов. Еще одна особенность ландшафтов, созданных Манрике - встраивание архитектурных элементов и скульптурных композиций, как в живописную раму, в окружающую среду. Таким образом примиряя противоречия между формой и функцией, он сводит все пять компонентов ландшафта в единое композиционное целое. То, что было раньше бесцветным приобретает цвет, то что было безжизненным – вновь наполнено жизнью. Ресторан в потухшем кратере вулкана, сады кактусов на базальтовых каменистых россыпях, концертный зал в глубокой пещере – это далеко не все примеры его ландшафтных находок.
Весьма продуманная ландшафтная архитектура и грамотная политика привлечения туристов уже спустя тридцать лет принесла свои плоды – остров Лансероте взят под охрану ЮНЕСКО, как объект культурного и природного наследия. А работы Сесара Манрике по созданию уникальных и в тоже время привлекательных рекреационных территорий появились в Мадриде, городах Северной Африки, а также на других островах Канарского архипелага.
Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."
Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург