Сад Мирабель
Ивлину Джону, садоводу, страстному путешественнику и писателю середины XVII века первому пришла в голову замечательная мысль – издание альманаха садовода. Эта книга должна была стать не просто сборником полезных советов для начинающих. Таких сборников было множество со времен Древнего Рима. По замыслу автора – это должна была быть книга, в которой бы подробно описывались бы все работы в саду помесячно, а иногда и по датам. Так в 1664 году увидел свет первый календарь садовода - Kalendarium Hortense. С тех пор календари садовода издаются непрерывно, не давая расслабляться ни на минуту. Впрочем, издаются они не только на бумаге, да и украшать собой могут не только стол или сену.
В 1690 году в Австрии, в Зальцбурге появился календарь каменный. В виде скульптур из особого унтербергского «мрамора». И это были не просто скульптуры. Это были, как в сказке про двенадцать месяцев, 12 гномов-садовников. Полвека назад Жак Калло, полушутя создавая серию гравюр под названием «Карлики», и представить не мог какая мода на гномов возникнет и что мода эта будет не утихать в течение трех столетий. И если Жак Калло был первым, кто нарисовал карликов, то И.-Б. Фишер фон Эрлах был первым, кто оживил гномов в камне. И произошло это в саду Мирабель.
В то время в Зальцбурге правил очередной архиепископ. И может бы ничего и не случилось бы никогда, если бы не два странных обстоятельства. Первое – архиепископ, вопреки моде, отчего-то терпеть не мог итальянских архитекторов, да и вообще все итальянское, а второе обстоятельство – ровно с той же силой, с которой архиепископ отваживал от своего двора итальянцев, он покровительствовал Фишер фон Эрлаху, чем собственно и вошел в историю. Одним из основных заказов для венского архитектора было обновление дворца и создание сада Мирабель. Вот именно там фон Эрлах и создает первый в мире сад гномов - Zwergelgarten.
Всего их было 28. Были гномы, посвящённые освобождению Вены от турецких янычар, были гномы, изображавшие древнегреческих богов, были гномы, что как в гравюрах Калло носили театральные маски. Но 12 гномов, установленных в особом саду, служили, если не карманным, но точно наглядным календарем для архиепископа и напоминали ему о быстротечности времени и… о необходимости своевременной работы в саду.
Январь – гном с курицей. Именно курица олицетворяла напряженность январских садовых предсезонных хлопот.
Февраль был изображен танцором. Небольшой намек на то, что в феврале еще можно потанцевать, а вот в марте …
Март – мечтательный гном с лопатой. Начало садовых работ и хлопот.
Апрель – ваза в руках гнома уже и не намекала, а прямо говорила, что пора бы уже из теплиц доставать горшечные растения и украшать ими сад.
Май – гном в руках держит мешочек. А в том мешочке – белая редька. Самый первый деликатес в саду, считался даже какое-то время фруктом.
Июнь – садовник, видящий сны с лопатой в обнимку. Столько работы в саду!
Июльский садовник – это гном с косой. Пора сенокоса.
В августе гном держит луковицу, рассказывая о лечебных свойствах лука, да и вообще о лекарственных растениях.
В сентябре гном надевает фартук и идет собирать урожай.
Октябрь – пора на охоту. К сожалению, как и февральским гномом, октябрьского мы уже не увидим никогда. И ноябрьского тоже. В ноябре карлик был изображен с гусем в обнимку – Рождество не за горами, пора откармливать гусей.
Ну и в декабре гном всем грозит кулаком, просто потому, что это для него единственный месяц без забот, без хлопот, одно сплошное удовольствие.
Спустя сто лет, в начале XIX века гномов сняли с места и распродали. Встретились они все вместе, чтобы напоминать нам всё о той же скоротечности, только после Второй мировой войны.

Варвара Байрамова

Собкор фестиваля «Сады и люди»

Санкт-Петербург

январь
март
апрель
май
июнь
август
сентябрь
декабрь