Роберто Бурле Маркс
Даже если вы никогда не гуляли по набережной пляжа Копакабана, что в Рио-де-Жанейро, то вы наверняка видели его при трансляции Олимпийских игр 2016 года, а значит немного знакомы с творчеством бразильского ландшафтного архитектора Роберто Бурле Маркса.
Назвать Бурле Маркса только ландшафтным архитектором было бы не совсем правильно. Он был художником, скульптором, коллекционером, музыкантом, ботаником и экологом.
В 1928 году, в Берлине, Роберто закончил художественную студию Degner Klemn. Там же, в Берлине, в оранжереях ботанического сада Бурле Маркс, выросший в каменных джунглях Сан-Паулу, впервые увидел растения тропических лесов Амазонки. Вернувшись на родину, уже в 1933 году он получил свой первый заказ как ландшафтный архитектор. В 1937 году благодаря своим работам Бурле Маркс получил мировую известность. Он работал в совершенно новой для Латинской Америки манере – смесь модернизма и национальной бразильской живописи, где использовал смелые абстрактные линии и буйство красок местной флоры, защите которой теперь посвятит всю жизнь.
Сам Роберто говорил о четырех принципах своего дизайна общественных пространств – использование только родной растительности, отказ от симметрии, красочное оформление тротуаров и использование свободных форм воды. К этим четырем принципам, приглядываясь внимательно к творческому наследию мастера, смело можно добавить и еще несколько моментов.
Архитектор избегал сложного цветового сочетания в одном цветнике и поэтому, в основном, цветочное оформление приобретало у него вид больших массивов, где представлен только один вид растения. Считал необходимым подчеркивать скульптурную красоту каждого растения. Для него было крайне важным создать чувство движения в саду, именно поэтому очертания береговой линии водоемов и рисунок мощения тротуаров приобретали в его проектах столь причудливую форму. Он умело пользовался отражением в больших зеркалах воды, таким образом создавая в саду эффект игры пространства.
В 1955 году кандидат на пост президента Бразилии Жуселину Кубичек поклялся, что, если его изберут, новая столица станет реальностью ещё до того, как истечёт его пятилетний президентский срок. В апреле 1956 года Кубичек был избран президентом. Роберто Бурле Маркса новоизбранный президент пригласил создавать новые пространства для новой столицы. И архитектор дал свое согласие. Через три года, в 1960 году новые жители отстроенного с нуля города увидели творения Бурле Маркса. С тех самых пор архитектор стал всеобщим любимцем. И вслед за столицей, в 1970 году, он создал и знаменитую набережную Копакабана.
Всего на его счету более 200 проектов и около 50 растений, названных в его честь.

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург