Рендолл Коат
Лабиринт для слепых. Казалось бы, что может быть нелепее? Но не стоит торопиться с суждениями, особенно если этот лабиринт связан с именем Хорхе Луиса Борхеса.
Борхес, наверное, как никто другой знал, что такое лабиринт. Лабиринты памяти, лабиринты мыслей и слов, лабиринты сюжетов. Мастерски написанные мистификации без начала и конца, но главное с тысячами решений, возможностей и интерпретаций. Лабиринты, по сути, были основой почти всех его произведений.
Он очень рано начал слепнуть. Говорил, что это наследственное. Ему было всего 28 лет, когда перенес первую операцию по поводу катаракты. Но это его не остановило. Он продолжал писать читать, выпускать книги. А в 1955 году, его, уже почти слепого назначают директором библиотеки с фондом более чем в миллион единиц хранения. Сам о себе Борхес говорил: «Мир слепого — это не ночь, как обычно думают. Во всяком случае, я говорю от своего имени, от имени отца и бабушки, которые окончили свои дни слепыми — слепыми улыбающимися, мужественными, каким хотелось бы умереть и мне…».
Еще в 1941 году Борхес написал небольшой рассказ, рассказ-притчу, рассказ-фантасмагорию. «Сад расходящихся тропок». Пересказывать этот рассказ нет смысла, его нужно читать. Но достаточно только одной цитаты, чтобы понять всю глубину этого небольшого текста. И достаточно чтобы понять, насколько точно эти слова в сегодняшнем мире отвечают на вопрос – что же такое сад. Не лабиринт, нет - сад. «Сад расходящихся тропок" - это недоконченный, но и не искаженный образ мира, это грандиозная шарада, притча, ключ к которой - время».
В Венеции, на острове Isola di San Giorgio Maggiore, на территории бывшего бенедиктинского монастыря, в 1951 году Витторио Чини открыл неправительственную организацию – Фонд Чини, основным видом деятельности которой было обозначено изучение и поддержка всех видов искусств. На собственные средства Фонд проводит выставки, конференции, концерты, а также восстанавливает здание монастыря и внутренних дворов. В 2011 году, в день 25-летней годовщины со дня смерти великого писателя во дворах монастыря был открыт лабиринт.
Автором проекта этого лабиринта выступил друг Борхеса, всемирно известный «лабиринтолог», а в прошлом военный разведчик Рендолл Коат (Randoll Coate ). Все расходы на себя взяла вдова писателя – Мария Кодама. Рисунок лабиринта не нов. Этот же проект был уже однажды реализован в Аргентине, но в Европе его захотели повторить и Коат адоптировал рисунок к новым условиям.
Лабиринт в виде открытой книги с зеркальным повторением имени BORGES содержит несколько загадок. Там можно найти и зашифрованные имена Хорхе Луис и инициалы Марии Кодамы. Лабиринт создан по мотивам рассказа «Сад расходящихся тропок», но в нем также можно найти зашифрованные знаки любимых предметов Борхеса – тигра, песочные часы, трость. И даже цифру 86 – дату смерти и возраст творца.
Именно вдова Борхеса настояла на том, чтобы лабиринт в Венеции был адаптирован для людей слабовидящих или вовсе незрячих. Вероятно, основанием этому решению послужило как-то сказанное Борхесом: «У Мильтона есть сонет, в котором он говорит о своей слепоте. По одной строке сонета можно догадаться, что он написан слепым. Когда Мильтон описывает мир, он говорит: „В этом темном и широком мире“. Именно таков мир слепых, когда они остаются одни, потому что они передвигаются, ища опоры вытянутыми вперед руками».
Адаптация для слепых состоит в следующем - вдоль стриженного кустарника, как только он достигнет необходимой высоты, должны будут установить поручни с текстом рассказа, выполненным шрифтом Брайля. Специально даже проводились эксперименты по выбору материала, чтобы текст отлично читался и людям было комфортно прикасаться к поручню в любую погоду.
В 2019 году Лабиринт Борхеса - Il Labirinto Borges – вошел в десятку самых лучших садов Италии.

Варвара Байрамова, Санкт-Петербург

Собкор фестиваля «Сады и люди»