И Дюшен «привел» сюда воду. Это было единственное решение, поскольку только вода позволяла стереть границы, и только она могла обеспечить связь времен и стилей. Вода из старинных ключей, питающих большое озеро, была поднята к подножию дворца и потекла вниз, уже сверкая огранкой самшитовых кружев партера и вздымаясь вверх струями, подобными римским обелискам. Впоследствии герцог с английской сдержанностью признает, что Дюшену удалось «весьма элегантно не допустить вульгарной демонстрации гидротехнических сооружений, а установить особую связь между барочным фасадом Ванбру и зеркальной гладью озера, созданного Брауном».
К сожалению, английский герцог, так любивший «все британское», вслух так и не признал, что именно Дюшену удалось прекратить безмолвную многовековую дуэль французского и английского стилей, на отдельно взятом и ничем не ограниченном участке земли, создав свою знаменитую Водную террасу.
Варвара Байрамова, Санкт Петербург
Собкор Фестиваля «Сады и люди»