Поместье Бленэм
Когда-то давным-давно, в средневековой Англии жила-была девушка со странным именем Аделия. Но странным было не только ее имя, странной была и вся ее жизнь. Получив в наследство дар лечить и видеть, Аделия все время попадала в какие-то странные истории, где надо было кого-то спасать от неминуемой гибели, имея еще при этом и незаконнорожденного ребенка на руках. Ей это все порядком надоело и решила она уехать из страны, да не просто уехать, а уехать учиться. Туда, на материк, в Европу, на самый ее край, в Салерно, где женщинам разрешено было, хоть и не всем, учиться и определять свою жизнь самостоятельно.
Прочитав вступление, любой, мало-мальски знающий историю средневековой Европы и живущий в XXI веке, невольно улыбнется. Улыбнется и увидит, что роман, предлагаемый читателям, написан по всем законам жанра – угнетенная и брошенная женщина борется за свои права и вступает в неравный бой с властными структурами. И что самое главное – одерживает победу. Нет. Она не уезжает учиться. Она разгадывает тайну лабиринта, лабиринта смерти или лабиринта любви.
В одно время с Аделией, а именно на самом излете 1166 года, в Англии живет прекрасная девушка по имени Розамунда. И не было прекрасней нее во всей Англии. И влюбился в девушку, что, само собой разумеется, самый могущественный монарх всего XII века Генрих II. Это уже гораздо позднее придумали песню, что короли не могут жениться по любви, Генрих ее не знал и потому вздумал жениться на возлюбленной, невзирая на злобную жену Элеонору. Но до поры до времени остерегался показывать любовницу жене. Он поселил Розамунду в своем любимом поместье в Вудстоке, а, чтобы Элеонора не прознала и не решила повыдергать любовнице волосенки, окружил замок запутанным лабиринтом. Так прошло 8 лет. Но все тайное рано или поздно становится явным. Генриху пришлось сознаться жене и потребовать развода, Папа Римский и Элеонора были категорически против. И вот жена и любовница сходятся как на дуэли в дебрях лабиринта, и Элеонора одерживает победу. А Розамунда умирает.
В роман Арианы Франклин «Лабиринт смерти» удачно вплетена легенда, которая существовала без малого восемь столетий. Историю любви Генриха и Розамунды знала вся Англия, от мала до велика. Никто не знал, существовал ли этот лабиринт на самом деле или нет, но он был деталью сотен картин и вплетен в повествование сотен новелл. А в 1987 году всемирно известный Эдриан Фишер ровно на том же самом месте, где возможно лабиринт все-таки когда-то существовал строит новый лабиринт.
И совершенно не важно, что давно уже нет поместья Генриха II, что на его месте уже 300 лет стоит единственный не королевский, но дворец, принадлежащий семье Мальборо-Черчилль. В 1991 году лабиринт торжественно открывают.
Трехлетнее ожидание с момента создания до момента открытия было не случайно. Во-первых, лабиринт должен был приобрести свою законченную форму, во-вторых, в 91-м году праздновался Международный год лабиринта. Фишер создавал лабиринт, вдохновившись работой искусного королевского резчика по дереву Гринлинга Гиббонса. Последний в далеком 17 веке запечатлел победу герцога Мальборо в камне, в барельефах, украшающих дворец, и именно эти рисунки были вплетены в ткань лабиринта.
Когда лабиринт был создан, на Фишера посыпались камни со всех сторон. И в первую очередь от историков. Выражения употреблялись самые непристойные - от гневного обличения до "пощечина для эстетически «образованного» вкуса" и "плевок в сторону великого Ланселота Брауна", ведь поместье Бленэм, было названо самим Уинстоном Черчиллем когда-то самым лучшим местом в Англии.
Так или иначе, с тех пор прошло почти 30 лет, и этот лабиринт - один из самых посещаемых из всего комплекса садов и парков Бленэма.

Варвара Байрамова

Собкор фестиваля «Сады и люди»

Санкт-Петербург