Лучше всех о результатах работы Ванвителли сказал Гете, посетивший Казерту спустя двадцать лет после окончания строительства: «Новый и, уж конечно, грандиозный дворец, наподобие Эскуриала, построен четырехугольником, со множеством дворов, - вид истинно королевский. Расположен он необыкновенно красиво в долине, плодороднее которой, кажется, нет на свете, сады ее тянутся до подножия гор. По акведуку сюда льются целые потоки воды, которая поит дворец и всю округу. Если эту массу воды перебросить на искусственные скалы, образовался бы роскошнейший водопад. Садовые насаждения здесь прекрасны и отлично гармонируют с местностью, которая и сама то - сплошной сад <…> В этих краях только и начинаешь понимать, что такое вегетация, и для чего возделывают поля».
Жаль, что также красочно Гёте не поведал потомкам об еще одном достижении Ванвителли, таком же грандиозном, как и весь замысел – создании пространства, в котором оптическая иллюзия обратной перспективы выполнена с таким же размахом и также изумительно, как и в ленотровском Версале. Видимо, благодаря именно этой иллюзии, дворцово-парковый ансамбль в Казерте историки впоследствии назовут «лебединой песней барокко».
Но об этом в следующий раз и в другой рубрике.
Варвара Байрамова, Санкт Петербург
Собкор Фестиваля «Сады и люди»