Лоуренс Халприн
Лоуренс Халприн, ученик и соратник Томаса Долливера Чёрча, в 1949 году открывает проектное бюро Lawrence Halprin & Associates, чтобы сказать свое веское слово в ландшафтной архитектуре эпохи модернизма. Среди его работ более двадцати проектов парков и открытых общественных пространств в разных городах США. Многие отмечены наградами и медалями, но про один фонтан - Ira Keller Fountain - хочется рассказать особо.
Этот фонтан в народе называют «Миротворческим». Название это появилось неслучайно. В 1969 году в адрес администрации города Портленд, штата Орегон, прозвучала резкая критика от многих общественных организаций. Облик города не соответствовал высоким стандартам качества американской жизни. Администрация Портленда в свою очередь ответила тем, что поручила известному ландшафтному бюро Лоуренса Халприна создать проект реорганизации нескольких общественных пространств города. Бюро Халприна подготовила предложения, их одобрили и началась стройка. Открытие парка с фонтанами в центре города было назначено на лето 1970 года.
Лето того года выдалось в Портленде неспокойным. Город будоражили демонстрации и митинги. Горожане выступали против размещения химического оружия в Орегоне, студенты местных университетов устраивали забастовки против войны во Вьетнаме и против расизма, хиппи, съехавшиеся со всей страны требовали предоставить им площадку для фестиваля. И вот среди вот этого всего 23 июня было назначено открытия парка и фонтанов, спроектированных и построенных фирмой Лоуренса Халприна.
На площади собрались протестующие и чиновники. Напряжение толпы возрастало с каждой минутой. Но тут кто-то догадался включить фонтаны. Это оказало совершенно магическое действие на людей – все стали улыбаться и радоваться бьющим фонтанам, как дети. В разгар веселья сам Лоуренс Халприн вышел к людям и произнес фразу, облетевшую потом новостные полосы газет по всем Соединенным Штатам: - Когда вы будете играть в этом саду, вспомните, что все мы здесь вместе!
Впоследствии этот проект Халприна получил награду Американской Ассоциации ландшафтных архитекторов. А известный во всей Америке архитектурный критик Ада Луиза Хакстебл назвала этот проект «величайшим гражданским пространством со времен Ренессанса».

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург