Блистательный Сирано де Бержерак вполне мог назначить дуэль в этом, только что открывшемся для широкой публики, саду. Но он даже не подозревал, что спустя всего какое-то столетие этот сад с лабиринтом станет главным прибежищем таких же, как и он, исповедующих новую философию либертенов.
А пока время идет своим чередом. Людовик XIII, очередной раз почувствовав недомогание, поручает своему личному врачу Ги де ла Броссу организовать сад лекарственных растений. Сад называют торжественно – Сад Короля (Jardin du Roi), и ничего страшного, что устраивают его на пустыре рядом с городской свалкой, куда свозили строительный мусор, обломки разрушенных домов и прочие камни. Проходит еще немного времени и сад открывают для публики. И вот уже родной племянник де ла Бросса – Фагон, становится директором Сада Короля. Он собирает вокруг себя талантливых ботаников, и личный сад Короля превращается в Ботанический сад (Jardin des plantes). Позже, после смерти доктора Фагона директором в сад назначают графа де Буффона. Человека, исследования которого в области свойств древесины актуальны и поныне. Именно при нем в саду и появляется известный всему Парижу образца XVIII лабиринт.
При Бюффоне научная лаборатория под открытым небом раздвигает свои границы и вот уже кучи мусора, давно поросшие буйной и сорной растительностью, оказываются на территории Ботанического сада, и с этими кучами интенданту Буффону еще только предстоит что-то сделать. Поскольку искусственные горы невозможно было вывезти, то было принято решение на вершине устроить смотровую площадку, откуда открывался бы вид на аллеи Ботанического сада. К площадке вела дорога-серпантин. Но у Буффона рождается идея о лабиринте. Казалось бы - простая планировка, не напоминающая сеть запутанных ходов лабиринта вообще, с одним входом и выходом. Но это только на первый взгляд. Этот лабиринт содержал, да и содержит до сих пор секрет, который открывается не с высоты птичьего полета, а только с близкого расстояния.
XVIII век не просто так называли Галантным веком. Этот период в истории Франции, да и всей Европы, по сю пору пользуется репутацией одного из самых развращенных и распутных веков в истории человечества. На сцене эпохи главными действующими героями становились Казанова и маркиз де Сад. Идеи интеллектуального либертинажа, раскрепощения и свободы от любой морали владели умами аристократов, а сословиям пониже давали возможность прорваться в высший свет. Свободное проявление своих эротических чувств позволяло обществу играть в увлекательную игру вседозволенности. При условии анонимности, разумеется. А декорациями для этой игры служили сады и парки, их тенистые аллеи и дикие заросли. Лабиринт в Королевском Ботаническом саду был идеальным местом свиданий. В карнавальных масках и костюмах, никем не узнанные, сюда, к лабиринту, стекались со всего Парижа дамы и кавалеры, называющие себя либертенами (бедный Сирано), и предавались любовному флирту. Спиралевидную дорогу, ведущую на вершину, окаймляли хвойные и лиственные деревья, привыкшие в своей естественной среде обитания жить на камнях и легко поддающиеся стрижке. Вот в зарослях этих растений и были устроены сложные переплетения дорожек, скрытые от глаз, составляющие основу лабиринта. Лабиринт для либертенов.