Карлики
Браччо ди Бартоло, карлик Морганте, был любимым шутом тосканского герцога. Любимым, но не единственным. В разные времена на службе при дворе Медичи состояли разные уродцы. Все они служили для каких-то целей – кто-то был птицеловом, кто-то носил веер за госпожой. Но наступало время праздника, и все они наряжались в карнавальные костюмы и превращались в неотъемлемую часть театральных мистерий.

 Карлик со скрипкой Жак Калло

В начале XVII века сады Боболи превратились в место нескончаемого карнавала. И дворец Питти, и сами сады при помощи искусно выполненных декораций в мгновения ока становились подмостками, где разворачивались события очередной пьесы. А чтобы театральное представление было нескончаемым, между актами основной пьесы включались маленькие жанровые сценки – интермедии, где главными героями были простые люди – веселые служанки, незадачливые слуги и конечно же карлики. Говорят, что автором первых таких интермедий был Джулио Париджи, тот самый архитектор и по совместительству талантливый инженер и сценограф, благодаря которому сады Боболи приобрели уже привычный нам размах.
Учеником Париджи и соавтором всех декораций был Жак Калло, крупнейший мастер офорта. Калло оставил миру свыше полутора тысяч гравюр, но существенную роль для нашей с вами истории сыграл цикл работ под названием «Les Gobbi» - «Карлики». Под впечатлением увиденного на сцене, Калло рисовал гротескных уродцев в различных жизненных ситуациях.
Арлекин Жак Калло
Все это происходило, по сути, на придворной сцене, и Медичи устраивали все эти праздники для узкого круга лиц, для тех, кому необходимо было продемонстрировать величие тосканского двора. На улицах городов Тосканы в то же самое время для простого люда разворачивались свершенного другие спектакли. Позже это назовут commedia dell'arte или комедия слуг, где будут прописаны характеры всех персонажей, а высмеивание человеческих пороков станет неотъемлемой частью сценария. Конечно же всё действие спектакля проходило в масках, а вот маски для актеров частенько рисовал тот же самый Жак Калло. Так Калло в своих рисунках, как режиссер грандиозного спектакля, сводил вместе на одной сцене и карликов-гобби, и главных действующих лиц уличной комедии.
Шло время, и вот уже не только на листе бумаги, но и на сцене карлики, горбуны и прочие уродцы получали главные роли наравне с Коломбиной, Арлекино и прочими. Только в отличие от других актеров им не нужно было надевать маску. Карло Гольдони, отец Труффальдино, например, для них даже написал пьесу «Сказка о трех горбунах».
Основой всех пьес комедии дель арте служила импровизация, но импровизировать нужно было в строгих рамках сюжета. А он всегда был одним и тем же: судьбу двух несчастных влюбленных решал служка-пройдоха. И тогда пьеса становилась комедией. А вот если не мог решить, то пьеса значилась как драма или даже трагедия.
У Труффальдино получилось усидеть на своем месте, а вот у 17 слуг маленькой принцессы Лаяны нет. Легенда гласит, что дочь влиятельного итальянского господина родилась очень маленькой. Чтобы не травмировать ребенка, отец нанял 17 карликов в услужении Лаяны. Шло время, девушка не росла, но и мир вокруг нее не менялся. Гномы оставались гномами, и ничто не предвещало беды. Для того чтобы история стала трагедией, должен был появиться прекрасный принц. Он и появился. И когда Лаяна увидела его, она все поняла. В отчаянии она бросилась вниз с высокой башни, а 17 ее слуг от ужаса превратились в камень.
С тех пор 17 каменных гномов украшают небольшую виллу Вальмарана близ города Виченца. Так и останется навсегда тайной, была ли дочь Джустино Вальмарана карлицей от рождения, был ли Джанжоменико Тьеполо автором эскизов этих гномов, и от чего все-таки гномы охраняют виллу. Так или иначе, сюжет комедии дель арте и рисунки Жака Калло сделали свое дело. Мог ли подумать французский художник, что комичные персонажи его гравюр будут весьма популярны и 150 лет спустя и станут прообразом весьма своеобразного вида садовой скульптуры, а именно садовых гномов?

Варвара Байрамова, Санкт-Петербург

Собкор фестиваля «Сады и люди»