Основой всех пьес комедии дель арте служила импровизация, но импровизировать нужно было в строгих рамках сюжета. А он всегда был одним и тем же: судьбу двух несчастных влюбленных решал служка-пройдоха. И тогда пьеса становилась комедией. А вот если не мог решить, то пьеса значилась как драма или даже трагедия.
У Труффальдино получилось усидеть на своем месте, а вот у 17 слуг маленькой принцессы Лаяны нет. Легенда гласит, что дочь влиятельного итальянского господина родилась очень маленькой. Чтобы не травмировать ребенка, отец нанял 17 карликов в услужении Лаяны. Шло время, девушка не росла, но и мир вокруг нее не менялся. Гномы оставались гномами, и ничто не предвещало беды. Для того чтобы история стала трагедией, должен был появиться прекрасный принц. Он и появился. И когда Лаяна увидела его, она все поняла. В отчаянии она бросилась вниз с высокой башни, а 17 ее слуг от ужаса превратились в камень.
С тех пор 17 каменных гномов украшают небольшую виллу Вальмарана близ города Виченца. Так и останется навсегда тайной, была ли дочь Джустино Вальмарана карлицей от рождения, был ли Джанжоменико Тьеполо автором эскизов этих гномов, и от чего все-таки гномы охраняют виллу. Так или иначе, сюжет комедии дель арте и рисунки Жака Калло сделали свое дело. Мог ли подумать французский художник, что комичные персонажи его гравюр будут весьма популярны и 150 лет спустя и станут прообразом весьма своеобразного вида садовой скульптуры, а именно садовых гномов?
Варвара Байрамова, Санкт-Петербург
Собкор фестиваля «Сады и люди»