Кадзуо Сигэмори
В год своего совершеннолетия Кадзуо Сигэмори (重森三玲 Shigemori Mirei) поступает в Токийскую школу изобразительных искусств, чтобы пройти там курс нихонга – традиционной японской живописи. Вероятно, именно тогда юноша стал активно интересоваться западноевропейским искусством и философией. Его интерес зашел так далеко, что спустя 9 лет он изменил свое имя на Миреи. Так на японском звучит имя французского пейзажиста, основателя барбизонской школы, Франсуа Милле.
Одновременно с интересом к живописи в молодом человеке рос бунтарь, потому что уже через пару лет Миреи вознамерился совершить революцию в еще одном крайне традиционном для японца искусстве – икэбана, которым он также увлекался с юности. Совместно с Софу Тесигахарой и Бунпо Накаямой они издают Новую декларацию икэбаны. Авангардистские течения в этом искусстве Миреи будет потом поддерживать всю жизнь.
Но уже спустя 3 года, в 1930 году Сигэмори начинает изучать традиционное японское садовое искусство. Он объездил всю Японию и описал более пятисот традиционных садов. По окончании этой грандиозной работы Миреи выпустил 26-томный труд с собственными зарисовками. Сигэмори пришел к осознанию, что настал период революций и в этом, очень сильно связанным с традициями, уходящими в глубь веков, искусстве. Он провозгласил, что отныне истинный путь настоящего творчества – не слепое повторение того, что уже было сделано прежде, а создание собственного видения.
Его первая крупная работа по созданию садов состоялась в 1938 году, в дзен-буддистском монастыре Тофуку-дзи. На территории монастыря им было создано четыре сада, названным им по сторонам света. Эти сады включают в себя очень сильные и яркие элементы кубизма и сюрреализма, в частности, при использовании камня. Именно здесь он впервые применил то, что впоследствии исследователи его творчества облекут в слова «…он скрестил первозданную силу, которую традиция синто приписывает природе, и искусство художника-модерниста».
Сигемори был и художником, и ученым. Начиная с 1938 года, он создал более 200 садов, а в 1971 году опубликовал еще один фундаментальный труд, посвященный японскому садовому искусству уже XX века. В этой книге он утверждал, что необходимо изучать творческие методы старых мастеров прошлых эпох и использовать этот опыт, чтобы научиться внедрять новые технологии и эстетику нового времени в традиционный сад.
О самом Миреи Сигэмори в 2007 году была выпущена книга, которая так и называется «Бунтарь в саду» («Rebel in the Garden»).

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург