Герберт Байер
Модернизм в ландшафтной архитектуре многолик. Множество течений, множество способов переосмысления старого и поиска нового. Но все эти направления объединяет одна идея – функция, облеченная в форму. Объединение художников, архитекторов, мастеров прикладного искусства Баухаус, возникшее в начале ХХ века и стоявшее у истоков модернизма, провозгласило отдельным манифестом равенство архитектуры, живописи, градостроительства, социальных дисциплин. Лидерами Баухауса утверждалось, что только такое равенство даст возможность развиваться новому конструктивному мышлению и позволит создать «великое универсальное произведение искусства».
Австрийский рисовальщик Герберт Байер (Herbert Bayer), преподававший в школе Баухаус со дня ее основания, остался верен этим идеям всю свою жизнь. В 1938 году Байер по политическим соображениям покинул Германию и эмигрировал в Соединенные Штаты Америки. Долгое время его занимал только графический дизайн в рекламе, скульптура и другие не менее интересные виды прикладного искусства. В 1944 году он создает свой всемирно известный плакат «Волнистый пейзаж», а в 1948 году его приглашают преподавать в Aspen Institute Aspen Meadows в Аспене, штат Колорадо. Аспен – это один из самых известных в Америке горнолыжных курортов, поэтому красивые горные пейзажи «преследуют» жителей и гостей города практически на каждом шагу. Именно здесь Герберту Байеру приходит в голову мысль воплотить нарисованное в натуре, в контексте современных идей ландшафтной архитектуры.
Первый его проект был претворен в жизнь в 1954 году. В этом экспериментальном саду Байер впервые представил свое видение любого сада, где важным элементом стала геопластика. Сад был создан на территории кампуса института, затем последовал и общественный парк, расположившийся в долине. После реализации уже этого проекта, Байер стал много и плодотворно работать, разрабатывая все новые и новые формы геопластики.
В 1979 году Герберта Байера пригласили в г. Кент, что находится в округе Кинг, штат Вашингтон. Ему предстояло создать проект пространства, которое должно было совмещать функции плотины, защищающей город от наводнений, водоотведения и общественного парка. Город со дня своего основания страдал от наводнений. Местные реки Грин-Ривер и Уайт-Ривер периодически выходили из берегов из-за обильных осадков и снеготаяния на близлежащих горах. В 1962 году, наконец построили плотину на реке Грин-Ривер, что сильно облегчило жизнь жителям. Но надо было еще решить вопрос со сбросом ливневых вод. Для этого необходимо было в Милл-Крик-Каньоне создать перехватывающую плотину. Удивительно, что для решения этих задач пригласили художника. А тот в свою очередь виртуозно с ними справился, создав не только плотину, но и общественный парк с поражающими воображение формами. Работы были окончены в 1982 году. С тех пор это стало одно из самых посещаемых мест города и даже из Сиетла постоянно приезжают экскурсии.
В 2008 году была собрана государственная междисциплинарная комиссия, которая признала общественное пространство Mill Creek Canyon Earthworks шедевром модернизма и, несмотря на относительно небольшой срок существования, исторической достопримечательностью. Подобное произошло впервые как в городе Кент, так и на всем западном побережье США.

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург