Габриэль Гуэврикян
Тема шахматной доски, с которой так блестяще справился Пьетро Порчинай в садах виллы Оттоленги для XX века вообще не нова.
Новый, двадцатый, век – это время поиска новой формы, попытка разрыва с прошлым. Это время появления новых имен и новых идей. И в мире ландшафтной архитектуры тоже. Вот почему ими так любим был образ шахмат, образ расчерченного на правильные квадраты пространства.
Одним из пионеров кубизма в ландшафте стал Габриэль Гуэврикян. Молодой архитектор, заразившийся идеями с Ле Корбюзье, любивший и понимавший творчество художников-кубистов, стал известен благодаря своим неординарным работам, и в первую очередь благодаря своему саду, созданному на вилле Ноай на Лазурном побережье Франции.
Шарль Ноай – меценат и знаток современного искусства в 1926 году поручает Гуэврикяну создание сада. Перед архитектором стояла непростая задача – создать сад в тесном, закрытом со всех сторон, расположенном на склоне треугольном пространстве. Образ шахматной доски, геопластика и точный математический расчет позволяют сыграть архитектору блестящую партию.
В стремлении найти новые формы и их выражение, Гуэврикян в своей работе над садом использует, по сути, те же средства и приемы, которыми пользовались мастера итальянского Ренессанса и французского барокко. Этот сад – сплошная иллюзия, игра с пространством. Череда бетонных и заполненных растениями квадратов, вписанных в треугольник - создает иллюзию перспективы; скульптура на искусственно завышенном постаменте и обратный уклон прямоугольного бассейна – создает иллюзию плоскости. Растения можно менять по настроению, что делает сад бесконечно разнообразным.

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург