Позже, в своих дневниках, он описывал процесс создания этой инсталляции. Одной из самых сложных задач, с инженерной точки зрения, был расчет высоты струи потока. Необходимо было обеспечить течение жидкого металла, но не допустить его разбрызгивания. Поэтому были придуманы три чаши, с определенной кривизной дна, чтобы поток ртути не был бы слишком бурным. Все опыты он проводил на воде, поскольку ртуть прибыла только в день открытия выставки. Но все расчеты оказались верными. Успех его работы был несомненным и даже затмил «Гернику» Пикассо. Посетители забавлялись тем, что кидали в фонтан монетки, наблюдая за тем, как они плавают по поверхности. Всего фонтан «заработал» 15000 франков.
После окончания выставки фонтан был демонтирован и оставлен в собственности Колдера. Долгое время он оставался в мастерского художника в Париже, пока в 1975 году Колдер не пожертвовал его для Фонда Жоана Миро. Снова фонтан предстал перед публикой на Венецианской биеннале в 1977 году, а затем на выставке в Софии в 1987 году. Наконец, только 1990 году Фонд Миро обеспечил достаточную защиту для демонстрации работы в виде стеклянного саркофага. Управление рудников в Альмадене предоставил Фонду в безвозмездное пользование 500 литров ртути (почти 7000 тонн) на общую сумму 6,5 миллионов песет. И теперь каждый желающий без особого для своего здоровья вреда может приобщиться к современному искусству. Потому как искусство древней Андалузии кануло в Лету.
Варвара Байрамова, Санкт Петербург
Собкор Фестиваля «Сады и люди»