Жак Вирц
Когда Жаку Вирцу (Jacques Wirtz) в 2006 году вручали Золотую медаль фламандской академии искусств, то в приветственной речи его творчество сравнили с работами Андре Ленотра, Уильяма Кента и Ланселота Брауна. Он действительно работал в садах, созданных этими гениями ландшафтной архитектуры. И тогда, на вручении, Вирц ответил, что для него главным было сохранить в этих садах дух места, а не оставить свою собственную подпись.
Этому же подходу он научил и двух своих сыновей Питера и Мартина, которые присоединились к работе отца в фирме Wirtz International, созданной в далеком, 1950 году и теперь уже ставшей всемирно известной.
А начинал Жак Вирц с выращивания растений для флористов, именно поэтому он обладает, по словам современников энциклопедическими знаниями в области ботаники.
В конце 60-х годов XX столетия, Вирц поселился в доме садовника старинного поместья и с тех самых пор использует свой сад как лабораторию для проведения опытов и поиска новых форм. Именно поэтому он одним из первых в Европе стал работать с декоративными злаками.
Жак вырос в семье, где очень любили музыку и Бах, Малер и Шуман были музыкальным фоном его повседневной жизни. Ему с детства были знакомы многие музыкальные термины, и он очень хорошо понимал, что такое основная тема и вариации. Именно поэтому, по его собственному признанию, ему легко было работать в садах Тюильри и в поместье Олнвик.
Вирц работал с такими мастерами архитектурного модернизма как Ричард Роджерс и Дэвид Чипперфильд. Именно поэтому форма и функция как ключевые моменты в творчестве модернистов также являются основными и для него.
Но самое главное убеждение Виртца это то, что сад должен быть целостным в течение всего года. Или цитируя его самого: "…сад, который не прекрасен зимой, не является красивым садом." Именно поэтому многие его сады называют «вторым Версалем», а по свидетельству многих риэлтерских фирм Бельгии статистика такова – если продается дом с садом, который делал Жак Вирц, то его стоимость возрастает в разы.

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург