Вилла Пизани
Современный турист не любит сухие исторические факты. Современного туриста не привлечешь информацией о создателях. Заманить его можно только сказками и байками, историческими анекдотами, когда не важно быль иль небыль, когда главное – чтоб была интрига. А что делать, когда не было в истории парка, а уж тем более в истории лабиринта никаких интриг? Придумать. Вот и повторяют многочисленные путеводители на все лады сказки и легенды про славных королей, неудачливых императоров и других дуче. И устремляется современный турист в Италию, в провинцию Венеция и заезжает в коммуну Стра, где мечтается ему положить на обе лопатки того самого неудачливого императора и пройти, разгадать один из самых старых и самых сложных лабиринтов из сохранившихся в Европе.
Вилла Пизани входит в созвездие венецианских вилл, а в 2008 году была названа лучшим садом Италии. Это место не только прекрасный образец органичного смешения стилей, эпох, но и как ни крути, это место, где решалась судьба и Венецианской республики, и Италии в целом. Построенная дожем Альвизе Пизани, вилла в этом же веке сменила владельцев. Сначала она стала трофеем Наполеона, позже подарком Эжену Богарне, а в XX веке местом первой встречи Гитлера и Муссолини. XXI век тоже не обошел виллу стороной. Реверсной стороной. Лабиринт виллы Пизани удостоился чести украшать реверс пятиевровой коллекционной монеты.
От первоначальной планировки сада, созданной Джироламо Фригимелика Роберти, не осталось ничего уже спустя 10 лет после создания. Ничего, кроме лабиринта. Проект парка виллы был создан в 1722 году, уже в 1732 году планировка сада была сильно изменена, а в 1797 году и вовсе полностью переделана согласно новой моде на пейзажные сады. Еще раз рука архитектора вмешалась в облик сада в 1910 году. Но все это время лабиринт оставался неизменным. И все это время вокруг лабиринта рождались легенды, порой совершенно неправдоподобные. Но чем больше в сказке фантастических деталей, тем скорее в нее верят.
Первая легенда гласила, что лабиринт был создан потому, что первый владелец виллы, Альвизе Пизани вместе с местом 114 дожа мечтал приобрести бессмертие. Лабиринт как-то мог этому помочь. Следующая легенда гласит о прекрасной деве, которою соискатель ее руки мог найти, только пройдя лабиринт. Еще одна легенда гласит, что в лабиринте заблудился сам Наполеон, после чего, разозлившись и проиграв спор на сообразительность, подарил ее своему пасынку. И никто, никто не задается вопросом, почему Джираломо Фригимелика поставил в центр лабиринта как заветный приз образ Минервы. Никто не задается вопросом – почему там оказалась богиня-девственница и как это связано с игрой флирта и поиском любовницы в запутанных коридорах самшитовых зарослей? А потому что никак не связано. И Минерва там появилась не просто так.
Джироламо Фригимелика Роберти был не только, вернее, не столько архитектором. Он был ученым и любителем классической литературы, поэтом и автором либретто к пяти операм. Создавая проект виллы, он писал сценарий очередной пьесы, где действующими лицами становились дворец и парк, где скульптурное убранство помогало без труда прочесть заложенный в планировку смысл. Да вот только последователи его не захотели или не смогли прочесть сложносочиненной пьесы. Вот поэтому и стоит мраморное изваяние Минервы посреди сложного лабиринта, очень напоминающего паутину. И про спор богини мудрости и Арахны тоже никто не вспоминает. Мифы Древней Греции уже давно перестали быть настольной книгой.

Варвара Байрамова

Собкор фестиваля «Сады и люди»

Санкт-Петербург