Уильям Пай
В словаре Ожегова или Большом энциклопедическом словаре про скульптуру написано несколько сухих строчек, емко объясняющих, что скульптура – это «искусство создания объемных художественных произведений» из твердых или пластических материалов. Спрашивается – при чем здесь вода? Вот уж предмет (можно ли воду назвать предметом?) не относящийся ни к твердым ни к пластическим материалам.
Художник Уильям Пай (William Pye) опровергает все словари вместе взятые. Его называют водным скульптором (water sculptor), а он и не отрицает, что то, что он творит с водой, иначе чем создание объемных художественных произведений и невозможно назвать. Только они из воды. И ничего страшного, что вода не тверда, зато по словам Лао-цзы она «уступчива и от этого становится сильнее всего». Для физиков же вода – это вообще самая странная жидкость. А то, что в странности кроется своеобразная красота, стало отправной точкой творчества Уильяма Пая.

Акваверде, Генуя

Жизнь его до этого момента нельзя назвать безоблачной, но уж точно она была успешной. Окончив Уимблдонскую школу искусств и Королевский колледж искусств по программе скульптура, Уильям сразу попал в художественную среду, где идеи и подходы к скульптуре, провозглашенные Генри Муром, были почитаемы и непререкаемы. Однако, очень скоро Пай разочаровался в идеях концептуального эфемерализма, ему были неинтересны поиски новых материалов и форм среди мусора и отживших свой век вещей. Как позже о нем скажут критики: «Его индивидуализм был очевиден с самого начала, он аутсайдер с внутренним интеллектом, свободный от приливов и отливов моды».
В конце 80-х годов Уильяма Пая приглашают для создания проекта оформления павильона Великобритании на предстоящей выставке Экспо’92 в Севилье. Генеральной темой той выставки было изменение климата, сохранение природных ресурсов, в том числе воды, а также экологические вопросы охлаждения среды в городах, испытывающих резкие температурные колебания. Результатом работы Пая стала гигантская водная стена - высотой 25 м, длиной 70 м и шириной 40 м. Это был самый грандиозный проект на выставке того года. Водная стена, придуманная Паем, ярко демонстрировала способы использования технической воды для создания комфортной городской среды. Позже за эту инсталляцию Уильям Пай был удостоен высшей награды - он был избран почетным членом Королевского института британских архитекторов (RIBA).

Алхимия – частный теннисный клуб в Уимблдоне

Сам про себя Уильям Пай говорит так: «…то, чем я занимаюсь сейчас – это все то, что меня привлекало всегда. Я был очарован движением воды с раннего детства, а еще мне нравятся инженерные науки и что-то делать собственными руками». Кинетическая скульптура из воды Уильма Пая сейчас украшает многие общественные пространства – аэропорт Гатвик в Лондоне и фойе Мариинского театра в Санкт-Петербурге, поместье Алнвик на севере Англии и площадь в Драммене. А еще огромное количество частных садов и художественных галерей.
В опровержение всех словарей мира Уильям Пай создает свой своеобразный словарь, словарь водных форм и водной скульптуры, где железные законы гидростатики служат основой воздушным и проницаемым формам. Он же называет свою скульптуру просто – «медленный ожог».

Варвара Байрамова, Санкт Петербург

Собкор Фестиваля «Сады и люди»