Сесар Манрике
Испанский художник Сесар Манрике (Сesar Мanrique) когда-то, перед Второй Мировой войной, учился на архитектурном факультете старейшего на Канарах университета. Он получал специальность инженер-строитель, но война помешала ему закончить курс. Позже, в 1945 году, он учился уже в художественной Академии в Мадриде, после чего пробовал себя, наверное, во всех течениях абстрактного искусства - он примыкал к информалистам, исследовал кинетическое искусство, обращался к технике коллажа. Объехав полмира, принимая участия в самых ярких Биеннале, проводимых в Венеции и Гаване, он, в конце концов, создал свое направление, которое назвал «тотальным искусством». Отныне главным принципом его творчества стал синкретизм – объединение его творений и окружающей природы, перетекание одного в другое, без четких и видимых границ. Наиболее ярко этот принцип был выражен Сесаром Манрике в создании публичных пространств, рекреационных и туристических зон, уникальных по своему содержанию, форме и воплощению не только в Испании, но и, пожалуй, во всем мире.
В 1966 году, после долгих странствий и скитаний по свету Манрике вернулся на свою родину – остров Лансероте, один из самых крупных островов Канарского архипелага. Второе название этого острова – «остров огнедышащих гор», где безжизненные лавовые поля перемежаются с кратерами многочисленных вулканов. Вот именно этот малопривлекательный ландшафт Сесар Манрике задумал превратить в коммерчески успешный туристический объект посредством своего тотального искусства. «Я приехал из Нью-Йорка с желанием превратить свой родной остров в красивейшее место на Земле, опираясь на гигантские возможности, предоставляемые Лансароте», - говорит художник и, что самое главное, добивается этого. Но добивается не проторенным путем, создавая «синтетические» пейзажи и «пластмассовые» панорамы, характерные для любого курортного города. В качестве главных туристической объектов этого края он показывает местную архитектуру, безжизненные ландшафты, пляжи, покрытые черным песком.
В его рукотворных ландшафтах применяется несколько основополагающих принципов, которые вот уже более полувека не меняются. Обязательное условие - ограничение высотности застройки, в том числе и для пятизвездочных отелей – высотные конструкции (выше четырёх этажей) не должны доминировать на острове, закрывая собой естественные «лунные» ландшафты. Или, например, использование продуманных цветовых акцентов – всем домам, придается ослепительно белый цвет, который на фоне серо-черных базальтовых пейзажей выгодно подчеркивает особенности местной традиционной архитектуры. Такой же ослепительно белый цвет появляется и в оформлении искусственных лагун и бассейнов. Еще одна особенность ландшафтов, созданных Манрике - встраивание архитектурных элементов и скульптурных композиций, как в живописную раму, в окружающую среду. Таким образом примиряя противоречия между формой и функцией, он сводит все пять компонентов ландшафта в единое композиционное целое. То, что было раньше бесцветным приобретает цвет, то что было безжизненным – вновь наполнено жизнью. Ресторан в потухшем кратере вулкана, сады кактусов на базальтовых каменистых россыпях, концертный зал в глубокой пещере – это далеко не все примеры его ландшафтных находок.
Весьма продуманная ландшафтная архитектура и грамотная политика привлечения туристов уже спустя тридцать лет принесла свои плоды – остров Лансероте взят под охрану ЮНЕСКО, как объект культурного и природного наследия. А работы Сесара Манрике по созданию уникальных и в тоже время привлекательных рекреационных территорий появились в Мадриде, городах Северной Африки, а также на других островах Канарского архипелага.

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург