Сады Сучжоу

IMG_20190422_151145

Даже если вы никогда не интересовались историей Древнего Рима, то про, как минимум, одного императора вы с уверенностью можете сказать, что знаете про него всё. Вы вряд ли вспомните его имя, но зато очень подробно вспомните интонацию, с которой о нем рассказывал Гоша, он же Гога, персонаж Алексея Баталова из оскароносного фильма «Москва слезам не верит». Но самое любопытное в истории Диоклетиана (римского императора звали именно так, если кто запамятовал), так это даже не капуста, которую он выращивал на старости лет, а то, что на другом краю земли, в Китае в это же самое время придворный поэт Юэ Пан написал приблизительно следующее «... Я наслаждаюсь тихой жизнью, строя свой дом и выращивая деревья в саду... Я поливаю сад и для себя выращиваю овощи... после моей отставки такая уединенная жизнь делает меня счастливым...». А спустя каких-то тысячу лет (для Китая это не много) в славном городе Сучжоу отставной чиновник создал по мотивам этого стихотворения сад.

Ван Сяньчэнь по преданию был императорским казначеем. Легенд вокруг его имени множество. Одни утверждают, что он был пойман на взятке и с позором отстранён от должности, другие говорят, что он просто разочаровался в придворной жизни и политике и самостоятельно ушел в отшельники. Так или иначе в 1509 году, на месте бывшего монастыря Дахун Ван Сяньчэнь строит свой сад, где занимается и выращиванием капусты в том числе. Множество же легенд породило великое множество названий этого сада: Сад смиренного управляющего, Сад неудачливого чиновника, Сад неуспешного политика. Мы же будем называть его Сад скромного чиновника.

IMG_20190422_141437

Надо сказать, что императорские сады сосредоточены, в основном, в районе Пекина. Частные сады – это Сучжоу. И они сильно отличаются друг от друга как масштабами, так и проработкой каждой детали, хоть и делались по одной схеме - путешествие среди «гор и вод».  А для того, чтобы это путешествие было красочным и правдоподобным казначей в отставке приглашает одного из известнейших художников-пейзажистов той эпохи Вэн Чжэн-миня. Прославленный пейзажист, поэт, каллиграф, учёный и теоретик живописи, с изумительной простотой использовал пустой фон, создающий впечатление бесконечного небесного и водного простора. Ему потребовалось долгих 16 лет, чтобы перенести свои пейзажи в натуру.

Но для начала он укротил воду. Великий Китайский канал, на котором стоял и стоит поныне Сучжоу, соединяющий крупнейшие реки Китая Хуанхэ и Янцзы решал вопросы транспорта и торговли, но совершенно не решал вопросы заболачивания прибрежных территорий. Для всех садов, строящихся в Сучжоу, главной и основной проблемой являлось осушение. Так и появился в Саду скромного садовника большой водоем, занимающий почти три четверти всего сада и ставший его центром, смыслом и главным повествованием. Тогда, в XVI веке, все постройки на берегу, искусственные холмы, священные камни были частью поэзии, ее действующими лицами, ведущими рассказ о тяжелой доле чиновника, о чистоте его помыслов, о стремлении его души к горе бессмертных (аналог древнегреческих Елисейских полей). Это был рассказ, воплощенный на земле садовником, а на свитках каллиграфом и поэтом. Уже в 1533 году Вэнь Чжэнь-мин по мотивам созданного им сада написал эссе «Записки о Саде смиренного чиновника Вана и также как и в саду изобразил эти записки при помощи 31 пейзажа. 

IMG_20190422_141631

Все пейзажи очень сложно описать, для этого потребуется слишком много времени. К тому же сад в своей целостности просуществовал очень недолго. Практически сразу после смерти незадачливого казначея, сын его проиграл сад в карты. Сад был разбит на несколько частей и потом в течение почти пяти веков принадлежал разным хозяевам. Одно время частью Сада скромного чиновника владел даже Чан Кайши. Сразу после Второй Мировой войны, сад был признан культурным достоянием и начались работы по его воссоединению и реставрации. Полностью работы закончились только к 90-м годам прошлого столетия.

Но что было сохранено неизменным, так это поэтические названия многих областей сада. Даны они были создателем Вэн Чжень-минем в честь цветка лотоса, как символа чистоты души и помыслов. В Китае лотос частенько называют "истинной добродетелью среди цветов". А первый хозяин сада очень хотел быть чистым, как цветок лотоса. Вероятно, это был единственный шанс оправдаться.

 

Варвара Байрамова
Собкор Фестиваля «Сады и люди»
Санкт Петербург

 

 

IMG_20190422_141720 IMG_20190422_141824 IMG_20190422_141904
IMG_20190422_142330 IMG_20190422_142802 IMG_20190422_143024
IMG_20190422_143125 IMG_20190422_143705 IMG_20190422_144038
IMG_20190422_144218 IMG_20190422_145133 IMG_20190422_145801