Расселл Пейдж
Расселла Пейджа (Russell Page) с уверенностью можно назвать крупнейшим европейским ландшафтным архитектором XX века. За свою более чем полувековую карьеру Пейдж построил множество садов - от небольших частных двориков, до парков развлечений и садов-выставок во всех частях земного шара. Но сам о себе он говорил куда как более скромно: «… я самый известный дизайнер, о котором никто никогда не слышал».
В своей единственной, изданной при жизни книге «Воспитание садовника» Рассел Пейдж не даёт советов, как построить сад. Книга написана им как бесконечное рассуждение – из чего складывается искусство создания садов. Он не скрывает свое восхищение пышностью французского сада, строгостью английского парка или метафоричностью исламских садов, но переосмыслив историческое наследие для послевоенной Европы через призму нового стиля - модернизма, на протяжении всей книги Пейдж настойчиво повторяет, что всё, что использует садовник для работы, всё это для того, чтобы отображать непредсказуемость природы: «Важна функция, а не изящество».
«Садоводство – очень эфемерное занятие. Никто не помнит, кто делал сад. Но все помнят владельца сада. Поэтому я установил для себя два простых правила. В первую очередь, я пытаюсь поставить себя на место моего клиента и представить, что я должен провести остаток своей жизни в саду, который я пытаюсь создать. Следовательно, я проектирую так, как будто я это делаю для себя».
Среди его клиентов были принц Эдвард и герцог и герцогиня Виндзорские, король Бельгии Леопольд III и сэр Уильям Уолтон, медиамагнат Сидни Бернштейн и итальянский миллионер Джанни Агнелли.
«Ну, и во-вторых, я должен уважать место, в котором я работаю. Если я во Франции, сад должен почувствовать запах французского языка. Если я в Англии, то язык должен быть нежный, наполовину разговорный, примерно, как британский способ добиваться успеха». Короткий список стран, в которых работал Пейдж, включает Великобританию, Францию, Бельгию, Германию, Италию, Испанию, Португалию, Швейцарию, Египет и США, а также Вест-Индию.
Так как он писал, так он и работал. Все его выдающиеся работы предстают перед потомками как самый современный сад, в котором тесно переплелись традиции и инновации, романтическая живопись и идиллический, нетронутый рай.

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург