Пьетро Порчинаи (Pietro Porcinai)

Мягкий и теплый италийский климат привлекает в эту страну миллионы туристов. Но не только климат делает Италию Италией. Архитектурное наследие Ренессанса и по сей день является для очень многих центром притяжения. Эпоха Возрождения, эпоха, подарившая миру непревзойденных по своей силе и мастерству художников скульпторов, архитекторов, и Пьетро Порчинаи(Pietro Porcinai), всемирно известный ландшафтный архитектор XX века, целью всего своего творчества определяет создание таких садовых пространств, где воедино бы сливались и великое прошлое страны и ее новые технологические возможности.

Вилла Розето – частный отель, принадлежащий семье Бенелли и расположенный во Флоренции. Сама вилла была построена в эпоху Возрождения, в период Кватроченто (Quattrocento), по мнению авторитетных историков, под руководством самого Леона Баттиста Альберти. Сады виллы Розето (Giardino di Villa Il Roseto) создавались в период в 1961 по 1965 год. Пьетро Порчинаи, уже к тому времени лауреат многих престижных премий в ландшафтной архитектуре, был приглашен хозяевами отеля для того чтобы создать органичный ансамбль старого поместья и нового сада.   Висячий сад, созданный Порчинаи, в конечном итоге, стал визитной карточкой мастера, самым узнаваемым висячим садом современности.

1982 год Розето Фото для журнала Вог   

Великий Ле Корбюзье о новых горизонтах, открывающихся в ландшафтной архитектуре с появлением железобетонных конструкций писал: "Поистине, это противоречит логике, когда площадь, равная целому городу, не используется, и шиферу остается любоваться звездами". Пьетро Порчинаи вторит Ле  Корбюзье и создает сад, в котором человек становится не только ближе к звездам, но ему с высоты открывается удивительный и прекрасный мир Тосканы.

Первоначально сады простирались у подножия старой виллы. Порчинаи предлагает поднять сад на уровень первого этажа отеля таким образом, чтобы гости отеля могли попадать в него прямо из холла гостиницы. Сад был поднят на колоннах на высоту 4 метра над уровнем земли, над автостоянкой. Теперь из этого садового пространства с панорамой на 360° открывается вся Флоренция, а прекрасный вид на купол собора работы великого Брунеллески визуально связывает сад с шедеврами итальянского Возрождения. Эти потрясающие виды дополняют растения в саду. Рисунок партера и стриженых кустов самшита помогает посетителю вспомнить о ренессансных садах Медичи и подумать о настоящем. Даже двум вековым дубам нашлось место в этом висячем саду – конструкции сада бережно огибают стволы деревьев. А рисунок перил лестницы, ведущей к автостоянке, повторяет рисунок ранних садов Возрождения.

roseto4 лестница вниз с фонтаном

Второй висячий сад является малой частью большого садового пространства, которое Пьетро Порчинаи создавал в течение многих лет (с 1955 по 1970)  на вилле, принадлежащей семье графов Оттоленги (Ottolenghi) в Алессандрии (Пьемонт).

Граф Артуро Оттоленги и его жена Герда, известные итальянские меценаты, в начале 20-х годов прошлого столетия создали   виллу «процветания искусств», где могли бы жить и работать художники, а также арт-галерею для размещения постоянно действующей выставки их работ. Среди самых известных, работавших и выставлявшихся – художники Ферруччи Феррацци, Фортунато Деперо, скульпторы – Артуро Мартини и Либеро Андреатти. Здание виллы и дома-мастерские для художников строили такие известные идеологи рационализма в архитекторе как Марчелло Пьячентини и Джузеппе Ваккаро.

 

roseto6

В послевоенное время, сын Артуро Оттоленги Астольфо для создания парка приглашает Пьетро Порчинаи.

Одним из первых Порчинаи создал формальный сад на террасе. Терраса изначально представляла собой крышу галереи для выставки скульптуры - Atelier degli artisti – ателье художников и, сад, разбитый здесь, по сути, стал висячим садом. Регулярный узор в виде шахматной доски был выбран Пьетро Порчинаи не случайно. По замыслу архитектора этот рисунок визуально соединял атриум виллы с садовым пространством и призывал взглянуть на окружающие виллу виноградники. Ведь искусство искусством, а возделывание винограда – древняя традиция жителей Пьемонта.

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."
Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург

 

roseto 11 roseto8 roseto10
roseto 9 roseto3 отель roseto2 этапы строительства_1