Николас Рубио Тудури
«…однажды в марте Риши сидел в гостиной и видел, как Лаура вышла в сад. На ней было синее платье, по которому рассыпались её рыжие волосы, искрившиеся в солнечном свете, никогда он не видел её такой красивой, Она скрылась за живой изгородью и появилась из-за нее, может быть, на два удара сердца позже, чем он ожидал…», - так начал описание одного из самых драматичных моментов своего романа Патрик Зюскинд. Ничто в романе не указывало на то, что садом этим был лабиринт. Но именно образ лабиринта был предложен нам создателями экранизации книги Зюскинда.
«Сад - это объем, окруженный небом, простором, ветром, деревьями и даже запахами», - сказал как-то однажды выдающийся каталонский ландшафтный архитектор Николас Рубио Тудури. Сказано это было в самом начале XX века, задолго до написания «Парфюмера», но именно слова известного каталонца послужили поводом для режиссера Тома Тыквера искать места для съемок фильма именно в столице Каталонии. Язык сада настолько универсален, что для того чтобы почувствовать атмосферу Франции XVIII века, столицы тогдашней садовой моды, вовсе не обязательно блуждать в поисках натуры по всей современной Франции. Достаточно просто перевалить через Пиренеи, спуститься на побережье и оказаться в Барселоне. А там найти самый старый сад города, построенный в 1791 году. Приблизительно тогда же и создал свой аромат, спасший его от казни, Жан-Батист Гренуй.
Жан-Батист искал любви всеми доступными ему средствами. Создатели сада, и не просто сада, а сада-лабиринта в Барселоне тоже стремились к этому - создать некий, пусть и мифический источник любви.
Земля у подножья горной гряды Кольсеролы издавна принадлежала семье маркиза Десвалльс и д’Ардена. В небольшом саду, раскинувшимся на трех террасах, самую нижнюю и самую большую террасу и по сей день занимает лабиринт. Со времен Средневековья лабиринт, прежде всего, символизировал долгий и трудный путь, а вот к чему этот путь – каждый хозяин сада решал по-своему. Маркиз решил, что это будет путь к любви.
Влюбленная пара, застывшая в мраморе, связанная навсегда вместе в наших мечтах о Греции - Ариадна и Тесей, встречает гостей и вручает им заветную нить. Дальше, как бы извилист и тернист не был бы путь в окружении кипарисов, все едино он приведет к Эросу. И здесь, дойдя до центра лабиринта, до его «сердца», любой гость понимает, бог любви властвует не только над внешними проявлениями любви, но и над нравственным выбором тоже. Жан-Батист Гренуй, увы, только этого не понял.
Этот небольшой сад-лабиринт подарил впоследствии свое имя большому городскому парку. И теперь общественный парк, со старейшим в городе, да и в стране, лабиринтом носит громкое название Parc del Laberint d’Horta – Парк «Лабиринт Орта». В 1917 году Николас Рубио Тудури основал в Барселоне Службу парков и садов городского совета, а в 1933 году была создана садоводческая школа для среднего технического звена. Какое-то время она размещалась во дворце Десвалльса, а много позже в 1969 году в этом особняке открылась первая в Каталонии частная школа садовников «Сentre de formació del laberint». Она пользовалась и пользуется до сих пор огромным успехом у жителей Барселоны и в учебной программе этой школы насчитывается около 40 авторских курсов. И все они о любви. Любви к садам.

Варвара Байрамова, Санкт-Петербург

Собкор фестиваля «Сады и люди»