Мавры
Гертруда Джекилл однажды сказала: «Вряд ли можно сомневаться в том, что самым удачным материалом для садовой скульптуры и декоративного убранства в садах является свинец». Это было начало XX века, слово Джекилл было весомо, и английские садовые дизайнеры стали активно использовать этот легкоплавкий материал. Но это была вторая волна популярности свинца. Первая случилась в XVIII веке.
Технологию изготовления скульптуры из свинца в Англию привез бельгиец Ян ван Ност. Свинец выгодно отличался от камня – он не разрушался от дождей, он не зарастал мхом (протер войлочной тряпочкой и опять блестит), но самое главное – произведения искусства можно поставить на поток, клепать в невообразимых количествах и делать себе на этом состояние. Ван Ност, собственно, благодаря этому и разбогател. Племянник его, Ян ван Ност II продолжил дело дяди, но состояние себе сколотил не столько на как таковой свинцовой скульптуре, сколько на садовой скульптуре….негра. Свинцового негра.

Голова мавра Сан суси

культурное убранство в садах и парках Европы с незапамятных времен было своеобразным текстом, посланием, хранящим информацию о чаяниях своих владельцев для следующих поколений. Здесь и честолюбивые помыслы, и любовные страдания, и Божественная литургия. Причем же здесь темнокожий человек, стоящий на коленях и держащий на голове солнечные часы? Все дело в том, что в 1713 году, благодаря Утрехтскому миру (помните «Стакан воды»?) Англия получила от испанцев монополию (или asiento, лицензию) на работорговлю. С этого момента началось стремительное обогащение британцев, говорящих что над их империей никогда не заходит солнце. Если в 1713 году, поле получения asiento англичанами вывозилось 125 600 рабов в год, то к 1739 году годовой показатель составил 296 000 человек. В течение всего XVIII века огромные богатства создавались за счет инвестиций либо непосредственно в работорговлю, либо в плантации, на которых работали преимущественно рабы. Ну а потом разбогатевшие англичане тратили эти несметные сокровища для того, что строить свои знаменитые сады и украшать их фигурами черных рабов. Очень логично. Кто-то умный посчитал, что практически все сохранившиеся сейчас сады и парки Англии XVII – начала XIX (в 1807 году, кажется отказались от работорговли) века, все построены за барыши, полученные от продажи рабов с черного континента.
Но мы же не забываем, что кроме торговли черными людьми этот век ознаменовался величайшим развитием наук, отчего и был прозван веком Просвещения. Поэтому негр, держащий на голове гномон был лучшим украшением ландшафта, построенного благодаря ему же.
Использование таких экзотических образов в виде чернокожих людей в искусстве, конечно, было не новинкой. Века так с XV-XVI интерьеры многих дворцов были украшены всякими безделушками в виде подсвечников, подставок, держателей всевозможных мелочей, ножек стола или кресла и прочего, прочего в виде мавров, или, как их еще называли - нубийцев. Но чтобы в садах – это происходит только с появлением технологий свинца. Наверное, краски черной меньше уходило, как знать. В общем, статистика неумолима – в течение века фигура коленопреклоненного раба для сада была самой востребованной.
Ну а потом как обычно, работорговля закончилась, мода ушла, и англичане стали массово переплавлять скульптуру, изображающую раба – кто на пули, кто еще как. К XXI веку по всей Англии осталось таких скульптур только три. В Хемптон-корте, в замке Вентворт и еще где-то.
А вообще по миру скульптурное убранство в садах в виде чернокожих людей, если мне не изменяет память можно увидеть только в Англии, в Потсдаме и в парке Ульрихсдалл, в Стокгольме.

Варвара Байрамова, Санкт-Петербург

Собкор фестиваля «Сады и люди»