Луиджи Ванвителли
Истинные гурманы скажут, что настоящая моцарелла может производиться только из молока черных буйволиц и только в Казерте. И будут абсолютно правы. Им ли, истинным знатокам сыров, не знать, что только в Казерте есть все ингредиенты успеха разом - «…свежая вода, кристально чистый воздух и нежное янтарное солнце, которые придают неповторимый вкус жирному, чуть более сдержанному, нежели коровье, молоку буйволиц». И все это абсолютная правда, да вот только так было не всегда.
Сам сыр в регионе Кампания был известен с VII века и был этот сыр пропитанием путников и монахов. А вот «триумфальное шествие» его по Европе и появление на столах высокопоставленных вельмож в разных уголках европейского континента стало возможным только после появления великолепного дворцово-паркового ансамбля, принадлежащего неаполитанским королям. И дело тут вовсе не в королях. Все дело в воде.
Король Неаполя и Сицилии, король Испании и герцог Пармский - Карл III – часть своего безоблачного детства провел в Версале, поэтому, когда, в 1735 году, он был признан королем Неаполя вопрос о том, как должна выглядеть резиденция неаполитанского короля не стоял. Вопрос стоял только – где. Место, более удачное, чем Казерта выбрать было сложно - изолирована от моря, а, следовательно, и от пушечных залпов кораблей противника, защищена со всех сторон горами, но не такими опасными как Везувий. Таким образом, решение было принято - новой столицей государства по замыслу Карла III должна была стать Казерта. Нет, Неаполь не был забыт, просто король с детства уяснил для себя, что королевская резиденция должна быть олицетворением всего государства. Казерта прекрасно подходила для этого по всем параметрам. Было принято решение именно здесь строить свою модель государства, нового, построенного по новым законам эпохи Просвещения. Осталось только выбрать архитектора для осуществления столь грандиозных планов.
После череды неудачных проектов Карлу III все-таки удалось найти именно того архитектора, который ему был нужен. Луиджи Ванвителли, уроженец Неаполя, был хорошо известен в Риме и даже принимал участие в строительстве знаменитого фонтана Треви. Ему обрисовали масштаб задач, и он приступил к работе. Его проект резиденции-государства был утвержден только лишь спустя три года после начала работ. По замыслу архитектора простой в плане, но многофункциональный дворец, совмещавший службу очень многих министерств с королевскими покоями, должен был быть связан с окружающим пространством и с Неаполем грандиозной двадцатикилометровой перспективой. Часть этой перспективы представляла собой водный путь, где вода, свободно падая с вершины горы, попадала затем в фонтан Дианы и далее, одетая в каменные берега каналов, спускалась к дворцу.
Проект был сразу же одобрен, архитектору оставалось только найти воду для воплощения своего замысла. Снарядив экспедицию, в окружении королевской гвардии, Ванвителли самолично облазил все горы в поисках источников воды достаточной мощности. Нашел он источники необходимой силы в местечке под названием Аирола, в 38 километрах от Казерты. После выполнения всех юридических формальностей началось строительство акведука. Продолжалось оно без малого десять лет и сопровождалось успехами и неудачами, забастовками и войнами. По пути следования водного потока строились мельницы и разбивались виноградники, запускалось в промышленных масштабах и в интересах государства производство шёлка, кирпича, и, конечно же, сыра. Экономический подъем в регионе с приходом воды был столь необычайным, что о нем говорили, как о чуде.
Лучше всех о результатах работы Ванвителли сказал Гете, посетивший Казерту спустя двадцать лет после окончания строительства: «Новый и, уж конечно, грандиозный дворец, наподобие Эскуриала, построен четырехугольником, со множеством дворов, - вид истинно королевский. Расположен он необыкновенно красиво в долине, плодороднее которой, кажется, нет на свете, сады ее тянутся до подножия гор. По акведуку сюда льются целые потоки воды, которая поит дворец и всю округу. Если эту массу воды перебросить на искусственные скалы, образовался бы роскошнейший водопад. Садовые насаждения здесь прекрасны и отлично гармонируют с местностью, которая и сама то - сплошной сад <…> В этих краях только и начинаешь понимать, что такое вегетация, и для чего возделывают поля».
Жаль, что также красочно Гёте не поведал потомкам об еще одном достижении Ванвителли, таком же грандиозном, как и весь замысел – создании пространства, в котором оптическая иллюзия обратной перспективы выполнена с таким же размахом и также изумительно, как и в ленотровском Версале. Видимо, благодаря именно этой иллюзии, дворцово-парковый ансамбль в Казерте историки впоследствии назовут «лебединой песней барокко».
Но об этом в следующий раз и в другой рубрике.

Варвара Байрамова, Санкт Петербург

Собкор Фестиваля «Сады и люди»