Линдерхоф

01

 

Если бы кто-то вздумал проводить конкурс по количеству внедрений новых технологий в парках, то Линдерхоф попал бы в число неоспоримых лидеров. Здесь и построенная первая в Баварии, да что там в Баварии, во всем мире теплоэлектростанция, и первая в мире светомузыка. Но что самое главное, наверное, для современного мира это изобретение краски для джинсовой ткани.

Линдерхоф для баварского короля Людвига II был своего рода маленьким Версалем. Очень любивший и почитавший Людовика XIV, его немецкий тезка Людвиг вначале даже хотел назвать свое поместье, расположенное недалеко от монастыря Эталль -  «Meicost Ettal», как анаграмма известной фразы французского монарха - « L'Etat, c'est moi »- «Государство – это я». Но отчего-то передумал. Хотя придворный архитектор Георг фон Доллманн и выстроил необычайной красоты дворец, а придворный потомственный садовник Карл фон Эффнер в горной долине Грасвантгалль разбил парк, в планировке которого явно читался Большой крест Версаля. Но поместье назвали Линдерхоф, и Людвиг стал наполнять его всякими экзотическими диковинами. С детства он был натурой увлекающейся и романтичной. Как говорили про него придворные – у него было «очень живое воображение и возвышенный полет мысли. Все неприятное противостояло его идеалу гармоничной природы, поэтому он строил свой идеальный мир».

02

Одним из сюжетов в его «идеальном» мире должен был бы стать Грот Венеры. Тот самый, в которой увлекла бродячего поэта-музыканта Тангейзера богиня любви Венера. Но король-мечтатель, король-фантазер или как его прозвали в народе – «сказочный король», видел пещеру Венеры вовсе не в Альпийских горах, а в Италии, недалеко от Неаполя. Придуманный им Грот должен был быть похожим на Голубой грот острова Капри. Нет, Людвиг не был никогда в Италии, но эта, недавно повторно (после древних римлян ее забыли на какое-то время) открытая, удивительная по своей красоте пещера, поражала воображение в первую очередь цветом воды. Легенды, мифы и слухи об этом неземном свечении бродили по Европе постоянно, что породило немало художественных произведений.

18 декабря 1875 Людвиг II пожелал увидеть в своей резиденции сказочный Грот, в апреле 1876 года ему представили макет, а в декабре 1877 года Грот уже был построен. Место для грота выбрали на северо-восточном склоне близлежащих гор, в естественном углублении скалы.К этому углублению и пристроили пещеру. Внутри пещеры передвигаться можно было только на лодке по поверхности искусственного озера, воду для которого собирали из горных ручьев и по трубам отправляли в долину. Там, в гроте, эта вода изливалась обильным водопадом. Озеро было довольно большим – чтобы наполнить грот водой требовалось больше суток. Вся эта вода, которая поступала в грот,  должна была нагреваться (а вдруг король изволит купаться), поэтому под озером, на глубине почти 4-х метров стояли печи и находилась очень сложная система труб воздуховодов и подачи и слива воды. Интерьеры искусственной пещеры гениальный театральный декоратор Август Диригль создал при помощи льняных холстов и цемента, как иллюзию камня и сталактитов. Главная зала пещеры была украшена картинами к опере Тангейзер. Освещалось это все при помощи специальных ламп с цветными фильтрами и цвет освещения в пещере менялся каждые 10 минут. Одни специальные машины создавали на озере волну, другие проецировали на стенах радугу. Для всего этого буйства фантазии использовались новейшие технологии и была построена электростанция.

03_5.jpg

Но самой главной и неразрешимой проблемой, как это ни странно, оказался синий цвет воды. Над нужным оттенком синего бились на протяжении всего строительства. Людвиг дважды посылал гонцов на Капри, что бы те запомнили, изучили и рассказали. Художник Отто Штёгер, отвечавший за цвет не спал днями и ночами, чтобы найти нужный оттенок. Говорят, даже, что, когда Грот запустили, король все еще не был доволен цветом. И только у химиков молодой, недавно образованной фирмы BASF, производящей краски, эти поиски синего закончились полной победой. Именно благодаря Гроту Венеры спустя 4 месяца фирма BASF во главе с Адольфом фон Байером запатентовала синтез искусственного красителя индиго, так необходимого сегодня при производстве денима.

 

Варвара Байрамова
Собкор фестиваля «Сады и люди»
Санкт-Петербург 

 

05 Вход в грот 06 Грот Венеры Центральная зала 07 Сцена из первого акта к опрере Тангейзер. худ. А. Хехелль
Вход в грот Грот Венеры Центральная зала Сцена из первого акта к опере Тангейзер. худ. А. Хехелль
     
08 Варианты подсветки 09 варианты подсветки 10 Варианты подсветки
Варианты подсветки Варианты подсветки Варианты подсветки
     
13 Лодка короля 14 процесс реставрации 16 Голубой грот Капри
Лодка короля Процесс реставрации Голубой грот Капри