Линдерхоф
Если бы кто-то вздумал проводить конкурс по количеству внедрений новых технологий в парках, то Линдерхоф попал бы в число неоспоримых лидеров. Здесь и построенная первая в Баварии, да что там в Баварии, во всем мире теплоэлектростанция, и первая в мире светомузыка. Но что самое главное, наверное, для современного мира это изобретение краски для джинсовой ткани.
Линдерхоф для баварского короля Людвига II был своего рода маленьким Версалем. Очень любивший и почитавший Людовика XIV, его немецкий тезка Людвиг вначале даже хотел назвать свое поместье, расположенное недалеко от монастыря Эталль - «Meicost Ettal», как анаграмма известной фразы французского монарха - « L'Etat, c'est moi »- «Государство – это я». Но отчего-то передумал. Хотя придворный архитектор Георг фон Доллманн и выстроил необычайной красоты дворец, а придворный потомственный садовник Карл фон Эффнер в горной долине Грасвантгалль разбил парк, в планировке которого явно читался Большой крест Версаля. Но поместье назвали Линдерхоф, и Людвиг стал наполнять его всякими экзотическими диковинами. С детства он был натурой увлекающейся и романтичной. Как говорили про него придворные – у него было «очень живое воображение и возвышенный полет мысли. Все неприятное противостояло его идеалу гармоничной природы, поэтому он строил свой идеальный мир».
Одним из сюжетов в его «идеальном» мире должен был бы стать Грот Венеры. Тот самый, в которой увлекла бродячего поэта-музыканта Тангейзера богиня любви Венера. Но король-мечтатель, король-фантазер или как его прозвали в народе – «сказочный король», видел пещеру Венеры вовсе не в Альпийских горах, а в Италии, недалеко от Неаполя. Придуманный им Грот должен был быть похожим на Голубой грот острова Капри. Нет, Людвиг не был никогда в Италии, но эта, недавно повторно (после древних римлян ее забыли на какое-то время) открытая, удивительная по своей красоте пещера, поражала воображение в первую очередь цветом воды. Легенды, мифы и слухи об этом неземном свечении бродили по Европе постоянно, что породило немало художественных произведений.
18 декабря 1875 Людвиг II пожелал увидеть в своей резиденции сказочный Грот, в апреле 1876 года ему представили макет, а в декабре 1877 года Грот уже был построен. Место для грота выбрали на северо-восточном склоне близлежащих гор, в естественном углублении скалы.К этому углублению и пристроили пещеру. Внутри пещеры передвигаться можно было только на лодке по поверхности искусственного озера, воду для которого собирали из горных ручьев и по трубам отправляли в долину. Там, в гроте, эта вода изливалась обильным водопадом. Озеро было довольно большим – чтобы наполнить грот водой требовалось больше суток. Вся эта вода, которая поступала в грот, должна была нагреваться (а вдруг король изволит купаться), поэтому под озером, на глубине почти 4-х метров стояли печи и находилась очень сложная система труб воздуховодов и подачи и слива воды. Интерьеры искусственной пещеры гениальный театральный декоратор Август Диригль создал при помощи льняных холстов и цемента, как иллюзию камня и сталактитов. Главная зала пещеры была украшена картинами к опере Тангейзер. Освещалось это все при помощи специальных ламп с цветными фильтрами и цвет освещения в пещере менялся каждые 10 минут. Одни специальные машины создавали на озере волну, другие проецировали на стенах радугу. Для всего этого буйства фантазии использовались новейшие технологии и была построена электростанция.

Но самой главной и неразрешимой проблемой, как это ни странно, оказался синий цвет воды. Над нужным оттенком синего бились на протяжении всего строительства. Людвиг дважды посылал гонцов на Капри, что бы те запомнили, изучили и рассказали. Художник Отто Штёгер, отвечавший за цвет не спал днями и ночами, чтобы найти нужный оттенок. Говорят, даже, что, когда Грот запустили, король все еще не был доволен цветом. И только у химиков молодой, недавно образованной фирмы BASF, производящей краски, эти поиски синего закончились полной победой. Именно благодаря Гроту Венеры спустя 4 месяца фирма BASF во главе с Адольфом фон Байером запатентовала синтез искусственного красителя индиго, так необходимого сегодня при производстве денима.

Варвара Байрамова, Санкт-Петербург

Собкор фестиваля «Сады и люди»