Кетрин Густафсон
Кетрин Густафсон (Kathryn Gustafson). Рассматривая ее проекты, поражаешься, насколько же она интересно работает с поверхностями. Особенно с водой. С водой, например, так умели работать только моголы из далекой Индии. Вода должна не просто течь – она должна струиться, сверкать на солнце тысячами бликов, или бурлить, напоминая ручьи горных хребтов. По легенде, великий Бабур, основавший такую же великую империю, создавал свои сады только там, где были источники воды. Иначе и сада могло просто не быть. Впрочем, Катрин и не скрывает, что берет идеи оттуда.
В 2002 году британская королевская семья решила увековечить память принцессы Уэльской. Был объявлен конкурс, победила Кетрин Густафсон. Проект ее мемориала назывался «Reaching Out, Letting In», что на русский наиболее удачно переводится как «Протяни руку и впусти». Это должно было, по замыслу автора, характеризовать очень непростой, но тем не менее очень открытый характер принцессы.
Вот этот вот проект – Мемориал, посвященный принцессе Диане (официальное название - Diana Memorial Fountain), если отбросить всякую идеологическую и смысловую подоплеку, это тоже очень красивая работа с поверхностью воды. На протяжении 260 метров вода представлена настолько по-разному, что диву даешься. Шесть. Шесть разных потоков, соединенных в одно целое. Шесть разных эффектов. Начиная с горного потока, заканчивая персидским чаддаром. А есть еще «рок-н-ролл», где поток воды вихляет также, как вихляет попой в танце партнерша, «swoosh», когда вода начинает с характерным звуком на повороте превращаться в тонкую струю, чтобы потом разделиться на пять разных потоков и превратиться в десятки маленьких водопадов. А ведь для того чтобы достичь подобных эффектов на такой длине нужно очень четко рассчитать глубину потока, уклон дна, представить себе поверхности, которые будут создавать подобные эффекты. Все это сложнейшие расчёты. И вот тут начинается самое интересное. Потому что процесс создания всегда интересней. Всегда.
Именно для этого проекта и для решения этих задач Кетрин Густафсон обратилась в Ford motors company. Только эта компания обладала компьютерными технологиями, позволяющими создать 3D модель этого фонтана. Вообще подобные технологии применяются в автомобильной и в авиакосмической отрасли для создания моделей бесшовных поверхностей с очень сложным рельефом и для последующей проверки качества этих поверхностей при различных типах внешнего воздействия. Для ландшафтных задач они были применены впервые. За несколько месяцев была с нуля создана программа, а позже было разработано 545 файлов – по числу гранитных блоков в фонтане – позволяющих создать единое целое, работающее безукоризненно и долго, желательно вечно.
Потом начались поиски камня и каменотесов. По замыслу Катрин фонтан должен был представлять собой внешне выход меловой породы, а плавность линий напоминать дороги среди холмов, как на родине Дианы Спенсер. Камень должен быть белого или светло серого цвета, обладать высокой износостойкостью, в общем, быть вечным. И обязательно британского происхождения. Корнуольский гранит обладает всеми необходимыми качествами. И каменотесная компания S. McConnell and Sons тоже. Единственное, что не могли сделать Макконелл и сыновья – это выпилить камни нужной формы прямо на месте, в карьере. Ну и тут пришли в помощь компьютерщики. Теперь существует программа, позволяющая обрабатывать камень в породе, что очень облегчает жизнь. И еще появились новые пилы, способные обработать камень в сложных условиях.
В итоге, проект фонтана, одержавший победу в довольно-таки непростом конкурсе, двинул вперед не только ландшафтную архитектуру, но и компьютерную и камнеобрабатывающую и еще парочку смежных отраслей. Удивительно.
Объективности ради, не все получилось сразу и хорошо. Сразу хорошо это только пингвины получаются. Фонтан был сделан за рекордные 10 месяцев, но такой же срок ушел на его доработки. Журналисты того времени изгалялись, как могли. Желчь лилась потоком. Но стоит ли об этом вспоминать, если сейчас те же самые журналисты называют этот Мемориал достижением.

Варвара Байрамова, Санкт Петербург

Собкор Фестиваля «Сады и люди»