Флетчер Стил
В 1964 году, Бостонским издательством Houghton Mifflin была выпущена книга, ставшая сейчас, спустя полвека, библиографической редкостью. Тогда же книга эта была ожидаема и весь тираж был раскуплен за несколько дней. Книга называлась «Сады и люди» и автором этого бестселлера был Флетчер Стил (Fletcher Steele). Единственной аннотацией к этой книге стала фраза самого Флетчера – «Это книга об искусстве гармонии между человеком и землей, на которой он живет».
Стила называют первым в США, кто использовал в своем творчестве веяния совершенного нового для Америки направления в ландшафтной архитектуре – модернизма. Начиная с 1915 года, находясь под сильным впечатлением от садов Андре и Поля Вера и Габриэля Гуэврикяна, с которыми он познакомился во время своего четырехмесячного путешествия по Европе, Флетчер строил сады для частных землевладельцев. Он построил их более 700, но над особенным садом, ставшим для него знаковым, о котором он пишет в своей книге, он работал более 30 лет.
Поместье Naumkeag, штат Массачусетс, принадлежало семье очень успешного и довольно известного в Америке конца XIX века адвоката Джозефа Чота (Choate). Поместье стало летней резиденцией, а попросту - дачей, для трех поколений семьи Чота. Его дочь, Мейбл была страстной путешественницей, коллекционером и садоводом. Она возглавляла «Клуб садоводов Америки» с которым объездила полмира, и на заседании которого и познакомилась в 1926 году с Флетчером Стилом. С этого момента началась их более чем тридцатилетняя работа над созданием садов поместья.
Хозяйка поместья оставила нам свои воспоминания. В них она пишет, что Флетчер Стил подходил к решению поставленных перед ним задач с юмором, изобретательностью и хорошим знанием истории. Так в поместье появилось шесть самостоятельных садов, связанных между собой единой идеей - идеей, которая впоследствии объединит все работы модернистов XX века – создание сада, точно вписанного в ландшафт с использованием форм из прошлых эпох. Так для создания «Послеполуденного сада» («Afternoon Garden») Стил использовал мотивы, увиденные им в Альгамбре и для этого установил столбы из моренного дуба, которые случайно нашел в водах заброшенной гавани в Бостоне. Создавая лестницу-водопад – применил идеи раннего Возрождения и долго не мог найти нужный цвет для оформления. Решение пришло внезапно из средневековых манускриптов, где этот синий цвет был доминирующим. Поэтому эта лестница впоследствии получила название «Blue steps». Идея создания китайского сада у него появилась, когда неутомимая хозяйка поместья вернулась из поездки в Китай, откуда привезла огромное количество китайской традиционной скульптуры. Также были построены Розарий, Южная лужайка, Сад вечнозеленых растений. Шесть садов, шесть историй, шесть эпох.
В 1958 году Флетчер Стил убедил Мейбл Чот завещать сады Национальному фонду исторических ландшафтов Америки. Благодаря этому, поместье Naumkeag стало единственным сохранившимся из семисот работ Стила садом. И самым знаменитым в эпохе модернизма.

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург