Джеффри Джеллико
4 октября 1957 года на орбиту Земли был запущен первый искусственный спутник. Рэй Бредбери тогда написал: «В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я (…) глядел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонёк, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества. Я знал, что хотя русские и прекрасны в своих начинаниях, мы скоро последуем за ними и займём надлежащее место в небе…».
Вслед за Бредбери, как минимум еще одни человек на Земле думал в тиши своего кабинета о том, как занять надлежащее место в небе и в истории … ландшафтной архитектуры. Этим человеком был Джеффри Джеллико. В это самое время Джеффри Алан Джеллико (Geoffrey Alan Jellicoe) работал над проектом сада на крыше нового строящегося торгового центра Harvey’s. С крыши пятиэтажного универмага открывались прекрасные виды на знаменитые Суррейские холмы, и уже были придуманы открытое кафе и смотровые площадки. Но первые, пока робкие, шаги человека в космос настолько впечатлили Джеллико, что он включил в композицию висячего сада и отражение неба, и млечный путь, и ощущение парения.
В 50-х годах прошлого столетия появляется и становится весьма популярной в среде архитекторов новая наука – бионика. Технические решения архитектурных форм моделируются, отталкиваясь от структуры и стратегии жизнедеятельности организмов. Дома будущего, в представлении архитекторов-революционеров, не обязаны быть привязанными к земле, все системы в них автономны и многофункциональны. И конечно же сад не разбивают за пределами такого дома — он сам заходит в дом. Архитектура дает человеку новые площадки для разведения растений. Висячие сады, известные людям с древнейших времен, прекрасно подходят для воплощения революционных архитектурных идей, и Джеффри Джеллико, искусствовед, историк садово-паркового искусства это прекрасно доказал на деле – сад на крыше он создал водным.
По признанию самого Джеллико, его проект сада на крыше - это, прежде всего, желание создать небесный сад, где основная идея заключается в том, чтобы позволить человеку быть одновременно и на земле, и на небе. Лучше всего с созданием иллюзии неба могла справиться спокойная гладь воды, в которой отражаются облака. Вода вообще была любимым средством выражения идей в проектах Джелико, здесь же она выступала не только как зеркало, но и как часть естественной природной среды, которую предстояло создать, учитывая частые английские дожди и способы решения проблемы сброса осадков и гидроизоляции помещений.
Сад-водоём занимал всю поверхность крыши, за исключением искусственной террасы, на которой расположилось кафе и смотровая площадка. Гидроизоляция крыши, как и в далёкой древней Месопотамии, была решена при помощи многослойного асфальта (Джеллико всё-таки был историком). Водоём был неглубоким, всего около 25 см с островками зелени и площадками для отдыха в разных частях крыши. «Островков» этих было пять, они образовывали три группы на всей «L-образной» крыше. Ёмкости, в которые были посажены растения, напоминали неглубокие (от 15 см до 45 см) «сковородки». Для части растений контейнеры были водопроницаемы, для части – нет. В саду росли разные сорта ирисов, лилейников, посконников, декоративные травы и водные растения. Чистоту и прозрачность воды в водном саду обеспечивали декоративные рыбки и улитки, а также шесть небольших фонтанчиков в чашах круглой формы. Космическая, так взволновавшая Джеллико, тема проявлялась в круглых камнях, которые соединяли различные участки сада, как своеобразный млечный путь. Со смотровой площадки все это вместе виделось как прогулка по звездам от планеты к планете.
В своем первозданном виде сад просуществовал чуть менее 20 лет и был включен в список архитектурного наследия Англии. Но спустя 20 лет сад зарос, сложная гидроизоляционная система перестала работать, да и сам универмаг Harvey’s устарел и его назначили на снос. Ситуация изменилась в 2000 году. Пятиэтажный магазин был передан Дому Фрейзера, была предпринята весьма амбициозная реконструкция здания, и знаменитый сад сэра Джеффри Джеллико был восстановлен, хоть и в меньшем размере. Также была изменена и система гидроизоляции – технологии рванули далеко вперед от шумерских. Существенно изменили и состав растений. Теперь среди них представлены: Salix matsudana Tortuosa, Phyllostachys, Camellia, Pennisetum, Miscanthus, Deschampsia, Calamagrostis, Carex spp., Lythrum, Ligularia, Helenium, Juncus, Persicaria, Veronicastrum, Salvia uliginosa, Verbena bonariensis, Osmunda regalis, Iris ensata, I. laevigata, I. pseudacorus, I. sibirica.

Весь комплекс на радость туристам и местным жителям был открыт в 2008 году. И только садовник этого сада переживает, что улитки слишком часто забивают сливные трубы.

Варвара Байрамова, Санкт Петербург

Собкор Фестиваля "Сады и люди"