Дэн Кайли
Дэн Кайли (Daniel Urban Kiley) с будущей профессией определился почти сразу. После окончания школы он пошел работать учеником к очень известному в Бостоне ландшафтному архитектору Уоррену Меннингу основателю Американской ассоциации ландшафтных архитекторов. Перед самой войной Дэн открыл собственное архитектурное бюро и сотрудничал, в основном с Управлением Жилищного строительства США. Но работа не ладилась - в стране царила Великая депрессия, а архитектор находился в творческом кризисе.
В 1943 году в составе корпуса военных инженеров Кайли попадает в Европу, а в 1945 году становится главным дизайнером интерьеров Дворца правосудия в Нюрнберге. Перед архитектором ставилась задача в спешном порядке переделать интерьеры Дворца и залов суда и приспособить их под проведение киносъемки судебного процесса над нацистскими преступниками и демонстрации бесчисленного количества доказательств зверства фашистов. Как позже вспоминал один из американских операторов, Кайли изменил зал суда простым, но очень драматичным образом. Он организовал пространство так, что обвиняемые находились прямо перед международными судьями, весь остальной мир наблюдал за процессом со стороны, как в партере театра. Большие экраны были расположены за спиной обвиняемых, и преступники на протяжении всех слушаний находились как бы на фоне «свидетельств своих преступлений».
Уже позже, после Нюрнберга, Кайли объехал множество парков послевоенной Европы и был до того впечатлен увиденным, что выбор творческого стиля и почерка теперь для него был совершенно очевиден.
В 1955 году, благодаря своим работам он стал известен во всей Америке, а позже и в мире. На его счету более 900 проектов общественных и частных пространств, высокие награды от различных ландшафтных ассоциаций и американская Национальная премия искусств. Он воспитал целую плеяду известных во всем мире ландшафтных архитекторов. Но до конца жизни он в каждом интервью признавался, что несмотря на то, что был последователем идей Ле Корбюзье, все, чему он обязан в своем творчестве – это Ленотр и Нюрнбергский процесс.

Серия статей: "Титаны ХХ века. Эпоха модернизма."

Автор: Варвара Байрамова, собкор Фестиваля «Сады и люди», Санкт Петербург